вторник, 11 марта 2014 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ: ОТ ИВАНА ГРОЗНОГО ДО ВЛАДИМИРА ПУТИНА. ЧАСТЬ 4

В годы Гражданской войны молодая Советская Россия не защищалась в информационной войне – она нападала и весьма успешно. Можно даже утверждать, что именно пропаганда сыграла ключевую роль в победе большевиков. Причем первоначально главной формой пропаганды, как позднее признал Ленин, явились сами большевистские декреты. Тот же декрет о мире, принятый II съездом Советов, был адресован не столько правительству, сколько непосредственно народным массам, минуя это правительство. То есть он был предназначен, прежде всего, для развертывания революционной агитации.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ-4
При первом же подходе к задачам агитации и пропаганды партия большевиков столкнулась с необходимостью строить это руководство через особый централизованный военно-политический аппарат. Поэтому после подписания декрета об организации Красной Армии 15 (28) января 1918 года в тот же день создается Всероссийская коллегия по организации РККА. В ее составе образуется организационно-агитационный отдел. В первой листовке, выпущенной его аппаратом, был опубликован декрет об организации РККА. На обратной стороне этой листовки напечатали тезисы декретов о создании Всероссийской коллегии по формированию Красной Армии, об ассигновании 20 миллионов рублей на организацию вооруженной защиты власти Советов.

Организационно-агитационный отдел Всероссийской коллегии по организации Красной Армии выпустил еще ряд листовок, в которых разъяснял сложившуюся обстановку и призывал рабочих и крестьян вступать в ряды «первой русской Красной Социалистической Армии». Так, в листовке «Все в ряды Красной Армии» говорится о наступлении контрреволюции, которая не брезгует никакими средствами борьбы и жестоко расправляется со сторонниками революции. В доказательство о зверствах контрреволюции говорится о киевском кошмаре – расстреле 1500 рабочих. «Помните все, что удушение русской революции угрожает для всех вас неисчислимо тяжелыми последствиями», говорилось в листовке. И далее объясняются эти тяжелые последствия для рабочих — «вы тогда попадете в кабалу к капиталистам», которые создадут такой же каторжный режим, «какой сейчас существует для рабочих Западной Европы»; для крестьян – «вам придется распроститься со всеми вашими заветными мечтами о землице»; для солдат – «новое продолжение войны»… Таким образом, листовка касалась самых злободневных вопросов тех, кто представлял самую значительную часть населения страны. «Улыбается ли вам такая перспектива? Хотите ли вы снова надеть на себя то ярмо, которое вы наконец с таким большим трудом скинули с себя? – спрашивала листовка. – Если не хотите, немедленно организуйте отпор наглым хищникам…»

В 1918 году, когда была учреждена эмблема Красной Армии – пятиконечная звезда с плугом и молотом посредине, отдел издательства ВЦИК выпустил листовку «Смотри, товарищ! Вот красная звезда!». В ней в образной форме, в виде сказки о правде и кривде, говорилось о значении этой эмблемы: «…это значит, что Красная Армия борется за то, чтобы звезда правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему».

У большевистской пропаганды были свои особенности, которые сделали ее очень сильной. Прежде всего, стоит отметить, что большевики «били в болевые точки», предлагая и обещая при этом немедленные и простые решения. Мир, земля, вся власть советам, то есть воля. Именно лозунги обеспечили им победу в период от Февральской до Октябрьской революции. И здесь нельзя не вспомнить такого мастера пропаганды, как Иосиф Сталин. Летом 1917 года в газете «Рабочая правда» вышла его небольшая статья, которую можно считать образчиком пропаганды: «Солдат, ты хочешь прекращения войны? Трудящийся, ты хочешь прогнать дармоедов и захребетников? Крестьянин, ты хочешь получить землю? Женщина, ты хочешь иметь равные права с мужчиной? Отец семейства, ты хочешь, чтобы твои дети не голодали? Рабочий, ты хочешь получать справедливую оплату?» На все эти вопросы давался один ответ: если ты этого хочешь, иди к большевикам.

В годы гражданской войны эта практика продолжилась – Советская власть обещала и говорила именно то, что хотели слышать народные массы. По сути, обещался «рай на земле», но он был возможен лишь в том случае, если будут уничтожены белые, поскольку они против рая для всех. А вот пропаганда белого движения сильно проигрывала, поскольку носила, в основном, исключительно антибольшевистский характер. В качестве наиболее яркого примера антибольшевистской пропаганды можно привести листовку под названием «Кто ты такой: большевик или доброволец?». В ней были две колонки напротив друг друга, одна «Я – большевик», другая «Я – доброволец». От лица большевика писалось: «Я – большевик, потому что шел с фронта, продал Россию сначала немцу, теперь чужеземцам – латышам, китайцам и комиссарам. Я – большевик, потому что разогнал народное собрание, «учредилку», так как боялся мести народа за братскую кровь, которую пролил за отнятую свободу. А эту свободу представил только нам, большевикам, а всех остальных сделал своими рабами. Я – большевик, потому что отнял у крестьян последнюю корову и лошадь, а все землю передал в руки комитетов бедноты, то есть в руки самых неумелых, ленивых и никудышных хозяев, а всем остальным крестьянам приказал слушать эту голь». От лица добровольца указывалось: «Я – доброволец, потому что отдал свою молодость, проливаю свою кровь за могущество и величие единой и неделимой России. Я – доброволец, потому что стою за созыв народного собрания, выбранного всем народом, так как верю, что оно даст счастье, мир, свободу всем: и левым, и правым, и казакам, и крестьянам, и рабочим. Я – доброволец, потому что даю землю всем крестьянам, настоящим труженикам. Каждый крестьянин будет полным хозяином своего куска и поэтому с большей любовью будет его обрабатывать». Такое противопоставление было крайне неэффективным, поскольку лозунги белых ничего не обещали.

Между тем, Советская власть на местах оказалась совершенно новым типом власти, понятным и удобным для народа. Это было не прежнее земство, в Советах участвовали все. И это была не большевистская организация – в начале Гражданской войны и даже после нее Советы на местах далеко не везде были большевистскими, люди просто собирались и сообща решали свои насущные проблемы, а Советская власть им не только не препятствовала, но и помогала.

Укреплению Советской власти в значительной мере способствовало развертывание печатной пропаганды. В 1917–1918 годах выпускалось несколько центральных военных газет: «Армия и флот рабочей и крестьянской России» (затем «Рабочая и крестьянская Красная Армия и флот») – орган Совета Народных Комиссаров по военным и морским делам, «Красная Армия» – издание военного отдела издательства ВЦИК. В 1918–1920 годах издавались фронтовые, армейские, флотские и дивизионные газеты, листовки и брошюры. Каждая армия, дивизия и многие полки имели походные типографии. Уже к концу 1918 года издавалось 3 фронтовые, около 25 армейских и около 70 дивизионных газет. К середине 1919 года выходило 38 фронтовых, окружных, флотских, армейских и им равных газет. Фронтовые и армейские газеты имели тираж от 5 до 25 тысяч экземпляров. Наиболее известные из них: «Красноармейская правда» – орган РВС Южного фронта, «Красная Армия» – орган РВС 12-й армии, «Красный кавалерист» – орган РВС 1-й конной армии. Наиболее широко развернулось издание газет на Восточном фронте. К октябрю 1919 года в армиях этого фронта выпускалось 25 газет с общим тиражом 250 тысяч экземпляров.

Особенно популярной у красноармейцев Восточного фронта была газета 5-й армии «Красный стрелок». Героизм бойцов, информация о становлении новой жизни в Советской России, растущая ненависть местного населения к иностранным интервентам и белогвардейцам, описание их зверств – основные темы публикаций «Красного стрелка» и других красноармейских газет Восточного фронта. Газета «Солдат революции» предназначалась для красноармейцев Южного фронта. Ее постоянными рубриками были: «В чужих странах» (международная информация); «По России» (внутренняя информация); «Красный фронт» (оперативная сводка); «Там, где нет Советов» (о положении в районах, захваченных белогвардейцами).

Антибольшевистская пропаганда качественно уступала пропаганде большевистской. Уступала как по своим масштабам, так и по своей результативности. Это было обусловлено, во-первых, раздробленностью и даже внутренним антагонизмом антибольшевистских сил, а во-вторых, военизированные белые правительства вообще уделяли ей меньше внимания (эсеры и другие социалисты несколько больше, но, в целом, антибольшевистская пропаганда не смогла даже приблизиться к красной). Ее затрудняло отсутствие у белых правительств четкой идеологии и четкой программы. До сих пор распространено мнение о том, что белые правительства пытались реставрировать царский строй – но это не так. Монархические настроения были довольно сильны, но практически все белые правительства выступали под лозунгом «непредрешения» будущего политического строя в России, это должно было решить Учредительное собрание. Почти все белые правительства всерьез задумывались о том, как бы решить крестьянский вопрос, как добиться каких-то подвижек в рабочем вопросе, однако четких и внятных лозунгов белое движение практически до своего конца так и не смогло выдвинуть. Белые не смогли пообещать «светлого будущего», поскольку они не представляли, каким оно будет. В результате, они проиграли. Большевики тоже не представляли, каким будет это «светлое будущее», но они его обещали – и победили.

В годы Гражданской войны агитационно-пропагандистская работа большевиков составила значительную, решающую часть победы над противниками. У большевиков существовал четко отработанный план проведения очень крупных мероприятий. Это были месячники помощи фронту, месячники защиты советской власти, партийная неделя, неделя помощи крестьянскому хозяйству. Очень торжественно отмечались все революционные праздники, революционные события в Германии, в Венгрии. Выигрыш большевиков был еще и в том, что эти пропагандисты и агитаторы доходили до каждой деревни и, проводя митинги, вечера, встречи, какие-то спектакли, посвященные революционным событиям, когда ставились пьесы, написанные самими красноармейцами, они доходили буквально до каждого крестьянина.

Таких методов работы у белого движения не было, а крестьянство вообще почти выпадало из сферы внимания антибольшевистской пропаганды. Во главе белого движения стояло офицерство, которое считало, что оно вне политики, и интересы массы населения тоже не были в центре их внимания. А вот большевики не гнушались работой среди крестьян. Несмотря на значительную неграмотность сельского населения, на митинги, которые организовывали красноармейские агитаторы, приходило все деревенское население.

Пропаганда среди крестьянства была главной силой большевиков, поскольку крестьянство на всем протяжении Гражданской войны занимало разную позицию и долго выжидало. Но те крестьяне, которые после революции получили помещичью землю, не хотели возвращения старых порядков. А те крестьяне, которые еще не получили землю (поскольку в их местах управляли белые), очень хотели ее получить и поэтому симпатизировали большевикам – Советская власть давала землю и волю, обещая при этом еще и «светлое будущее» – то, чего не могли обещать ни Колчак, ни Деникин, ни Врангель, поскольку они воевали не за будущее, а за возврат прошлого или просто против большевиков.

Стоит отметить, что большевики чрезвычайно активно использовали всевозможные шествия, умело придав новое содержание традиции крестных ходов. Еще одной удачей стало использование традиции русского лубка, нашедшей свое отражение в плакатах и «Окнах «РОСТа» – это было примитивно, но очень доходчиво. И, разумеется, нельзя пройти мимо советского ноу-хау – агитпоездов и агитпароходов. Они останавливались почти на каждой станции и для жителей глубинки это был настоящий праздник, на который собирались со всех окрестных деревень, и о котором потом еще долго вспоминали. По сути, это были не митинги, а своеобразные концертные выступления, которые носили пропагандистский характер – информация доносилась до людей не абстрактными лозунгами, а в доступном для понимания виде – частушками, мини-спектаклями и кукольными сценами.

Собственно, агитационные поезда появились в России еще в период Первой мировой войны как специальные поезда Союза земств и городов, которые вели агитационную работу в патриотическом духе на фронте. Большевики крайне умело использовали этот опыт и развили его. Сначала планировалось применять поезда в основном для распространения литературы, поэтому их называли литературно-инструкторскими. Однако уже поезда Председателя ВЦИК и Председателя Реввоенсовета имели наряду с организационными также и агитационные функции. Поезд Председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого имел свою типографию и выпускал систематически газету «В пути». В инструкторском поезде «Октябрьская революция», который возглавлял Председатель ВЦИК М.И. Калинин, работали 84 представителя наркоматов и ведомств. Здесь был книжный склад, кинозал, радиоустановка, типография. В поезде выходила газета «К победе!». Поэтому вскоре программа и содержание их работы были расширены и они получили название агитационных. В 1918–1921 годах по стране совершали рейсы помимо названных агитпоезда «Имени Ленина», «Красный казак», «Красный Восток», «Советский Кавказ», «Большевик», агитпароход «Красная Звезда».

Вся эта агитационная работа имела огромное значение, поскольку она работала еще и на разложение белой армии. Если вспомнить, Корниловский мятеж был не столько разгромлен, сколько «распропагандирован», когда солдаты отказывались идти на Петроград. В конечном итоге, западный фронт развалился, чему поспособствовала и пропаганда, осуществлявшаяся через коммунистические фракции, которые организовывались из военнопленных и засылались в венгерские, чешские и австрийские части. Такая же работа проводилась и в белогвардейских частях.

Примечательно, что одновременно с информационным противоборством с белым движением, молодая Советская власть вела информационную войну со странами Антанты и выиграла ее.

Во всех регионах, где находились войска интервентов, – на севере России, на юге Украины, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Закаспии и на Кавказе была развернута разъяснительная работа среди иностранных солдат и матросов. В этом у Советской власти был уже опыт. До войск Антанты с усиленной пропагандой большевиков весной и летом 1918 года встретились германские дивизии, оккупировавшие Украину. Генерал Людендорф в своих воспоминаниях отмечал, что немецкие части, побывавшие на востоке, были развращены большевистской пропагандой и оказались не способными воевать на западе.

К проведению пропаганды активно привлекались иностранные коммунисты, входившие в состав РКП(б) и объединенные Центральной федерацией иностранных групп при ЦК партии. Группы иностранных коммунистов издавали на родном языке газеты, брошюры, листовки. Например, французы выпускали газету «III-me Internationale», в которой принимали участие видная деятельница международного женского движения Инесса Арманд, а также бывший член французской военной миссии в Москве Жак Садуль. В газете печатались речи В. И. Ленина, мирные предложения правительства государствам Антанты, освещалась жизнь в советском тылу. Газета печаталась в Москве и переправлялась через фронт. В оккупированной Одессе подпольным обкомом КП(б) Украины выпускалась газета «Le Communist».

Под влиянием агитации французские солдаты и матросы отказывались воевать, заявляли о своих симпатиях к Советской власти. 11 января 1919 года газета «L’Humanite» поместила высказывания бывшего солдата об участии французских войск в войне против Советской России. «Я – против интервенции, – заявил он, – русские свободны выбирать правительство, которое им нравится».

В результате успешной большевистской пропаганды в начале февраля 1919 года произошло политическое выступление на французском военном корабле «Мирабо». В марте при наступлении красноармейских частей на Херсон солдаты 176-го французского пехотного полка отказались сопротивляться. «Мы не воюем с русскими… Довольно войны!» – заявляли они. В апреле не захотел воевать 19-й артиллерийский полк французской армии. Не стал стрелять в красноармейцев также батальон французских колониальных войск. Командующий союзными войсками генерал Д’Ансельм вынужден был признать, что половина его войск «разложена» большевистской агитацией. 6 апреля произошло братание французских солдат с одесскими рабочими, а 20 апреля на военных кораблях французской эскадры, стоявшей на рейде в Севастополе, были подняты красные флаги и моряки приняли участие в демонстрации севастопольских рабочих под лозунгом «Да здравствует Советская власть!».

Пропаганда оказывала все большее влияние на иностранных солдат – после окончания войны с Германией они не хотели больше оставаться в России. 13 ноября 1918 года американский представитель Д.Пуль сообщал: «Подписание перемирия (с Германией на Западном фронте) породило некоторое сомнение среди американских и французских войск. Выдвигавшиеся прежде причины их пребывания на севере России больше не кажутся им обоснованными… Офицеры и солдаты хотят знать, почему необходимы военные действия против большевиков».

Следует отметить, что уже в те годы как ярый антисоветчик отметился Уинстон Черчилль – он был категорическим сторонником развертывания интервенции против Советской России. 11 декабря 1917 года в своем первом публичном выступлении по поводу событий в России он объявил ее выход из войны предательством по отношению к союзникам и утверждал, что Октябрьская революция лишила французскую, британскую и итальянскую армии плодов победы, которая этим летом уже была почти у них в руках. «Россия окончательно побеждена Германией, – говорил Черчилль. – Ее великое сердце разбито – и не только германской мощью, но и германской интригой, не только германской сталью, но и германским золотом».

Став военным министром, У.Черчилль на следующий же день после вступления в должность послал телеграмму генералу Мейнарду в Мурманск и генералу Айронсойдру в Архангельск, подтверждая необходимость пребывания британских войск в России: «Это вопрос не столько военного значения, сколько морального эффекта, – подчеркивал он. – Лучше рискнуть несколькими тысячами людей… чем допустить крушение всей русско-сибирской системы сопротивления (белогвардейцев). Что же это будет за мирный договор, если вся Европа и Азия от Варшавы до Владивостока окажутся под властью Ленина?»

Однако отсрочка демобилизации вызвала волнения среди английских солдат – 8 февраля 1919 года в Лондоне восстали 3 тысячи солдат, которые выступили не просто с требованиями скорейшей демобилизации, но и против посылки войск в Россию.

Росту поддержки России в рабочей и солдатской среде Англии способствовали публикации в социалистических газетах этой страны. М.М.Литвинов, назначенный представлять в Лондоне Советскую Россию, в письме народному комиссару иностранных дел Л.Д.Троцкому сообщал: «Прием, оказанный мне прессой, вполне удовлетворительный… Я опубликовал воззвания к английским рабочим во всех социалистических газетах. Даже буржуазная пресса с готовностью предоставляет мне свои страницы, чтобы объяснить нашу позицию».

Здесь, кстати, весьма уместно обратить внимание на недавнюю публикацию в «Нью-Йорк Тамс» обращения президента России Владимира Путина к американскому народу – мы наконец-то начинаем вспоминать былые навыки ведения информационной войны.

Возвращаясь к событиям столетней давности, надо отметить, что в январе 1918 года английская газета «Дейли ньюс» сообщила о том, с какими требованиями выступают рабочие: «Английскому пролетариату надо последовать теперь примеру большевиков. Нужно требовать теперь перемирия и осуществить мир на принципах, намеченных в России: без аннексий, без контрибуций и на основе самоопределения национальностей. Какое право имеет государство звать нас в солдаты и посылать на войну, когда, по нашему убеждению, надо заключить мир? Мы имеем право знать, за что сражаемся. Не хотим на войну: мы убеждены, что путем переговоров можно добиться большего, чем силой оружия». Большинство рабочих Англии поверили в то, что русская революция послужит на благо мировому пролетариату и симпатизировали ей. Большой размах среди рабочих приобрело движение «Руки прочь от России!».

Разложение среди иностранных войск усиливалось, и их командование признавало эффективность пропаганды большевиков. 27 марта 1919 года начальник оперативного отдела английского генштаба П.Редклифф писал в парламент, что иностранные солдаты «устали, разочарованы, стремятся домой и даже склонны к мятежу». Он сообщил, что моральный уровень этих войск «настолько низок, что они могут стать жертвой очень активной и хитрой большевистской пропаганды, которую противник ведет с возрастающим знанием и энергией».

Таким образом, путем пропаганды Советская власть сумела привлечь иностранных солдат и матросов на свою сторону, поверить в великие освободительные цели своей борьбы и заставила иностранные правительства ограничить применение своих войск для интервенции в России.

Особо следует отметить методы информационной войны, которые в те годы использовались Соединенными Штатами Америки. Ключевую роль в пропагандистской работе играл Комитет общественной информации США, который имел на российской территории свое подразделение в лице Американского бюро печати (АБП). История его создания относится к весне–лету 1917 года, когда в России побывали различные правительственные миссии, представители которых настаивали на более значительном развертывании пропагандистской деятельности США в этой стране с целью удержать Россию в составе Антанты для ведения войны, предотвращение пролетарской революции и своего экономического закрепления здесь. Глава американской делегации сенатор-республиканец Э.Рут в своем отчете госдепартаменту писал: «Германия атакует Россию своей пропагандой и тратит сотни миллионов, по меньшей мере миллион долларов ежемесячно, чтобы овладеть сознанием русского народа». Именно Рут подготовил «План американской деятельности по сохранению и укреплению морального состояния армии и гражданского населения России», в котором предлагалось: немедленно создать специальное информационное агентство; в связи с интересом в России к политической литературе издать большое количество брошюр и листовок для распространения среди русского населения; убеждал в необходимости издания «Солдатской газеты» для русских войск; организовать кинопропаганду и требовал послать в Россию в спешном порядке побольше кинокартин, показывающих, как США готовятся к войне, чтобы довести до сознания русских идею: «Америка что-то делает»; издать красочные агитационные плакаты для распространения в России; организовать устную пропаганду среди россиян, для которой советовалось завербовать сотни квалифицированных докладчиков.

Расходы на эту агитационно-пропагандистскую компанию Э.Рут оценивал в 5,5 миллиона долларов. Необходимость подобной затраты сенатор аргументировал тем, что содержание одного американского полка на фронте правительству США обходится в 10 миллионов долларов ежегодно; истратив вдвое меньшую сумму на военную пропаганду в России, можно заставить воевать против Германии 640 русских полков.

23 октября 1917 года президент Вудро Вильсон одобрил план Э.Рута, поручив его реализацию Комитету общественной информации США. Ответственным за пропагандистское воздействие на русскую аудиторию был назначен Эдгар Сиссон, бывший редактор газеты «Чикаго трибюн» и сотрудник журнала «Космополитэн». Он прибыл в Петроград уже после Октябрьской революции – 25 ноября 1917 года, где сразу приступил к созданию русского отдела Комитета общественной информации США – Американского бюро печати. С 24 октября в офис АБП стали принимать по кабелю информацию из США и рассылать ее по всей России. Учитывая частые нарушения в системе российской телеграфной связи той поры, бюро создало свою курьерскую службу для распространения не только получаемых сообщений, но и литературы. Специальные люди занимались тем, что дежурили на вокзалах, посещали многочисленные собрания, конференции, митинги и совещания в Петрограде и Москве и старались обеспечить литературой каждого участника, особенно приехавших из других районов страны. Они также добывали адреса, по которым рассылались издания АБП. Кроме сотрудников АБП в корпус распространителей пропагандистской продукции входили эмиссары различных американских благотворительных организаций и миссий, но главным образом представители русской интеллигенции, учащаяся молодежь, журналисты и т.д.

За короткий срок Сиссону и его сотрудникам удалось создать широкомасштабную систему пропаганды – от Петрограда и Москвы до Владивостока и Архангельска. Первенство в арсенале средств воздействия этой организации на русскую аудиторию принадлежало печатным изданиям, о чем говорит пример лишь одного месяца работы: с 15 июля по 15 августа 1918 года было распространено 479 300 экземпляров пропагандистской литературы – листовки, афиши, проспекты, брошюры, журналы «Американские бюллетени» (Москва) и «Дружеское слово» (Владивосток).

Главным из этих изданий был журнал «Американские бюллетени», который выпускался еженедельно с декабря 1917 года отделением Американского бюро печати в сотрудничестве в Американским генеральным консульством в Москве. Основным содержанием «Американских бюллетеней», как и всей американской пропаганды в России, являлась канонизация системы государственного управления США, морализирование и навязывание традиционных стандартов, морально-ценностных постулатов, лежащих в основе американской идеологической традиции. В журнале «Американские бюллетени» они сводились к следующим трем незыблемым положениям: Америка в военном отношении непобедима и поэтому необходимо встать на ее сторону для достижения полной победы; Америка – страна свободы и демократии и, следовательно, ей нужно всецело доверять, ибо она одна только может противостоять вероломным империалистическим правителям; благодаря своей политической прозорливости президент Вильсон – единственный человек, который представляет картину будущего послевоенного мира и делает все для ее достижения. Совместная с союзниками победа должна будет привести к созданию этой новой эры мира и надежды, в которой армия и оружие будут преданы забвению, все человечество соберется вместе и сядет за представительный круглый стол наций, малые народности будут освобождены от гнета, а каждая страна и каждый народ обретет суверенитет.

АБП использовало весьма мудрую тактику – не было никаких открытых нападок на большевизм, упор делался на пропаганде принципов демократии и целей США и союзников, в связи с чем публиковалась масса новостей и специальных статей об условиях жизни в США и американской мощи. Это, по сути, был классический образец так называемого «метода скрытого идеологического воздействия» – за демонстрацией совершенства американской государственной системы и политики скрывалось противопоставление капиталистической цивилизации социалистическому строю, в результате которого у читателей появлялся вывод о несостоятельности социалистических идей и социалистических преобразований. Все это дополнялось демонстрацией американских кинофильмов, лекциями, концертами, благотворительными вечерами.

Собственно, если обратить внимание на день сегодняшний, можно обнаружить, что данные методы до сих пор лежат в основе американской пропаганды, за тем лишь исключением, что фамилии американских президентов регулярно меняются.

Однако, несмотря на свой широкий размах, американская пропаганда в те годы не достигла желаемых целей. И дело тут не в «подозрительности, недоверчивости, угрюмом характере русских» или же «трудностях общения с ними», как об этом утверждали американцы. Главной причиной неудачи американской информационной кампании было неприятие русским сознанием внешней интервенции. В народном сознании выступление американцев независимо от их заявленных целей рассматривалось как вмешательство во внутреннюю жизнь, посягательство на суверенные права и захват территории.

Результат всем нам известен – Страна Советов справилась и с белым движением, и с интервенцией. Более того, по всему миру распространилось коммунистическое движение, которое весьма поспособствовало получению Советской Россией новых технологий, необходимых для развития промышленности, за счет создания за рубежом разветвленной агентурной сети по линии Коминтерна. Однако информационное противостояние на этом не закончилось, главные события были еще впереди.

(Продолжение следует)

Александр Данилов
Газета «Служу Отечеству»

Комментариев нет:

Отправить комментарий