В Госдуме меняют закон о создании игорных зон.
Крым теперь наш, праздник позади, а впереди – серые будни, время принимать конкретные, скучные хозяйственные решения. Люди, работающие с деньгами и заставляющие деньги работать на себя, конечно, тоже бывают патриотами, и очень даже может быть, что большинство из числа тех, кто в России именуется инвесторами, абсолютно искренне рады возвращению Крыма в Россию.
Другое дело, готов ли российский патриот-инвестор с тем же ликованием вложить свои «сбережения» в экономику полуострова, которая весьма и весьма от них бы не отказалась. Тут начинается захватывающая борьба плюсов с минусами, очевидности первых с неочевидностью вторых и наоборот. Но если и готов – во что именно, под какие условия и, главное, когда. Хозяйственная пустота полуострова, возникшая из-за политики украинских властей, должна быть чем-то заполнена, свято место пусто оставаться не должно, да это и не в интересах Центра, которому – уже очевидно – на первых порах придется помогать присоединенной территории, не обращая внимания на причитания Киева и санкции Запада.
Сложные решения наша власть не любит – есть такой грешок, чего греха таить. И потому тщетно надеяться на то, что из недр Кремля выплывет некая мегапрограмма ударной пятилетки (хотя лучше бы уж двухлетки, тем более что Крым – не Сочи, который нужно было с нуля отстраивать к зимней Олимпиаде). Однако настолько простое решение, которое в итоге и легло в президентский законопроект, шокировало или, в самом легком случае, удивило многих: в Крыму разрешено создать игорную зону, пятую по порядку в России. Хоть не весь Крым – и на том спасибо. Но вряд ли мигающие и сверкающие казино и бары предполагается расположить где-нибудь в глубине полуострова. Ведь инвестиции должны быть гарантированно серьезными и с наиболее быстрой отдачей.
А это значит, что под увеселительно-азартные дела отойдут самые красивые, самые удобные, «золотые» мили побережья, которые вряд ли станут доступны простым смертным. Последним скорее подойдут недорогие качественные отели, как разумная альтернатива частному сектору, который в сезон становится «кусачим»...
Окончательное решение – что, к слову, и следует из законопроекта, – остается за местными властями. Станут ли они спорить с Владимиром Владимировичем (законопроект-то внесен Кремлем!) – вопрос риторический. Но чья же это была идея? Если кого-то из ближайшего окружения президента – то она просто неудачна, что видно по злорадному перепосту этой новости в украинских СМИ, живущих по законам военной пропаганды. Если это затея каких-то местных властей, которые в основном достались России от прежних времен... есть такое досужее мнение, основанное на наблюдениях и анализе слов и дел, что во властной верхушке полуострова оказались персоны, которые, скажем так, не до конца порвали с украинским прошлым. Это должна быть хорошая пища для размышлений в Москве. Обретя Крым территориально, как бы не потерять его теперь морально, своими силами организовав на его территории «Лас-Вегас», но при этом поверив на слово тем, кто хоть и поклялся в верности России, но – будем откровенны – пока что это лишь «вера на слово».
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов в беседе с обозревателем KM.RU крайне отрицательно охарактеризовал идею открытия игорной зоны на территории Крыма:
– Конечно, чисто на эмоциональном уровне я воспринимаю эти планы очень негативно. Крым – это наша история, это наша победа, наша трагедия. Это, безусловно, жемчужина нашего курортного мира, и просто даже придумать вариант его использования в качестве игорной зоны – такая идея могла прийти кому-то в голову только в горячечном бреду. Я разговаривал на эту тему с коллегами, с разными людьми, и не слышал ни одного положительного отзыва, кто бы сказал, что это правильное, оптимальное решение.
Вообще Крым представляет собой достаточно интересный регион, обладающий мощным рекреационным потенциалом, и на его базе можно и нужно создавать первоклассное курортное хозяйство. Оно им когда-то там и было, но к настоящему времени уже достаточно обветшало. Украина высасывала из полуострова все, что только можно, все обветшало, амортизировалось, пляжи и вода загрязнились. И, конечно же, для того, чтобы хотя бы все привести в порядок, нужны инвестиции, но я думаю, что они не должны быть ни китайскими, ни европейскими, ни американскими. Это должны быть наши собственные инвестиции. А с какой стати мы должны отдавать такие богатые наши территории иностранцам? Более того, я даже думаю, что Крым, учитывая особую значимость этой территории, мог бы стать территорией с государственным участием в экономике, и доходы с полуострова могли бы пополнять государственную казну.
Я тут намедни перечитывал свою книгу «Великая держава или экологическая колония?», вышедшую еще в 1991 году, и нашел там эпизод, о котором сам даже напрочь уже забыл. В 1990 году на полном серьезе и на самом высоком уровне обсуждался вопрос, не сдать ли нам на 99 лет в концессию англичанам курортное побережье Крыма. Но и в те времена реакция в обществе на такого рода предложения была в достаточной степени негативная. Зачем мы должны лучшие куски отдавать иностранцам, когда и сами можем на них зарабатывать? Что, мы совсем беспомощные, криворукие, ленивые? Нет, конечно.
А сегодня я открываю интернет и вижу там заголовок новости: «Китайские инвесторы придут в Крым». Но одно дело, когда их присутствие поможет в решении каких-то сложных технических вопросов вроде обеспечения Крыма водоснабжением, – но, опять же, мы же не совсем нищая страна, и почему бы нам не поступить, например, так же, как мы поступали в годы индустриализации в 30-е годы, когда иностранцев привлекали в качестве не инвесторов, а подрядчиков и поставщиков? Ведь инвестор не просто вкладывает свои деньги, но всегда требует свою долю. И если он уже пришел, потом его просто так не выгонишь, а потом он и вовсе начинает диктовать свои условия.
Честно говоря, я даже не представляю, кто мог пролоббировать всю эту затею с игорной зоной в администрации президента. О том, что лоббисты крымской игорной зоны есть в правительстве, я не сомневаюсь, как не сомневаюсь и в том, что наш премьер-министр, известный своими либеральными взглядами, очень даже мог сказать: «не возражаю». Есть мощное игорное лобби также и в Государственной Думе: об этом мне лично рассказывали некоторые депутаты, да, в общем-то, оно себя не особо и скрывает. Но будем надеяться, что все же здравый смысл в конечном итоге возобладает.
Крым теперь наш, праздник позади, а впереди – серые будни, время принимать конкретные, скучные хозяйственные решения. Люди, работающие с деньгами и заставляющие деньги работать на себя, конечно, тоже бывают патриотами, и очень даже может быть, что большинство из числа тех, кто в России именуется инвесторами, абсолютно искренне рады возвращению Крыма в Россию.
Другое дело, готов ли российский патриот-инвестор с тем же ликованием вложить свои «сбережения» в экономику полуострова, которая весьма и весьма от них бы не отказалась. Тут начинается захватывающая борьба плюсов с минусами, очевидности первых с неочевидностью вторых и наоборот. Но если и готов – во что именно, под какие условия и, главное, когда. Хозяйственная пустота полуострова, возникшая из-за политики украинских властей, должна быть чем-то заполнена, свято место пусто оставаться не должно, да это и не в интересах Центра, которому – уже очевидно – на первых порах придется помогать присоединенной территории, не обращая внимания на причитания Киева и санкции Запада.
Сложные решения наша власть не любит – есть такой грешок, чего греха таить. И потому тщетно надеяться на то, что из недр Кремля выплывет некая мегапрограмма ударной пятилетки (хотя лучше бы уж двухлетки, тем более что Крым – не Сочи, который нужно было с нуля отстраивать к зимней Олимпиаде). Однако настолько простое решение, которое в итоге и легло в президентский законопроект, шокировало или, в самом легком случае, удивило многих: в Крыму разрешено создать игорную зону, пятую по порядку в России. Хоть не весь Крым – и на том спасибо. Но вряд ли мигающие и сверкающие казино и бары предполагается расположить где-нибудь в глубине полуострова. Ведь инвестиции должны быть гарантированно серьезными и с наиболее быстрой отдачей.
А это значит, что под увеселительно-азартные дела отойдут самые красивые, самые удобные, «золотые» мили побережья, которые вряд ли станут доступны простым смертным. Последним скорее подойдут недорогие качественные отели, как разумная альтернатива частному сектору, который в сезон становится «кусачим»...
Окончательное решение – что, к слову, и следует из законопроекта, – остается за местными властями. Станут ли они спорить с Владимиром Владимировичем (законопроект-то внесен Кремлем!) – вопрос риторический. Но чья же это была идея? Если кого-то из ближайшего окружения президента – то она просто неудачна, что видно по злорадному перепосту этой новости в украинских СМИ, живущих по законам военной пропаганды. Если это затея каких-то местных властей, которые в основном достались России от прежних времен... есть такое досужее мнение, основанное на наблюдениях и анализе слов и дел, что во властной верхушке полуострова оказались персоны, которые, скажем так, не до конца порвали с украинским прошлым. Это должна быть хорошая пища для размышлений в Москве. Обретя Крым территориально, как бы не потерять его теперь морально, своими силами организовав на его территории «Лас-Вегас», но при этом поверив на слово тем, кто хоть и поклялся в верности России, но – будем откровенны – пока что это лишь «вера на слово».
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов в беседе с обозревателем KM.RU крайне отрицательно охарактеризовал идею открытия игорной зоны на территории Крыма:
– Конечно, чисто на эмоциональном уровне я воспринимаю эти планы очень негативно. Крым – это наша история, это наша победа, наша трагедия. Это, безусловно, жемчужина нашего курортного мира, и просто даже придумать вариант его использования в качестве игорной зоны – такая идея могла прийти кому-то в голову только в горячечном бреду. Я разговаривал на эту тему с коллегами, с разными людьми, и не слышал ни одного положительного отзыва, кто бы сказал, что это правильное, оптимальное решение.
Вообще Крым представляет собой достаточно интересный регион, обладающий мощным рекреационным потенциалом, и на его базе можно и нужно создавать первоклассное курортное хозяйство. Оно им когда-то там и было, но к настоящему времени уже достаточно обветшало. Украина высасывала из полуострова все, что только можно, все обветшало, амортизировалось, пляжи и вода загрязнились. И, конечно же, для того, чтобы хотя бы все привести в порядок, нужны инвестиции, но я думаю, что они не должны быть ни китайскими, ни европейскими, ни американскими. Это должны быть наши собственные инвестиции. А с какой стати мы должны отдавать такие богатые наши территории иностранцам? Более того, я даже думаю, что Крым, учитывая особую значимость этой территории, мог бы стать территорией с государственным участием в экономике, и доходы с полуострова могли бы пополнять государственную казну.
Я тут намедни перечитывал свою книгу «Великая держава или экологическая колония?», вышедшую еще в 1991 году, и нашел там эпизод, о котором сам даже напрочь уже забыл. В 1990 году на полном серьезе и на самом высоком уровне обсуждался вопрос, не сдать ли нам на 99 лет в концессию англичанам курортное побережье Крыма. Но и в те времена реакция в обществе на такого рода предложения была в достаточной степени негативная. Зачем мы должны лучшие куски отдавать иностранцам, когда и сами можем на них зарабатывать? Что, мы совсем беспомощные, криворукие, ленивые? Нет, конечно.
А сегодня я открываю интернет и вижу там заголовок новости: «Китайские инвесторы придут в Крым». Но одно дело, когда их присутствие поможет в решении каких-то сложных технических вопросов вроде обеспечения Крыма водоснабжением, – но, опять же, мы же не совсем нищая страна, и почему бы нам не поступить, например, так же, как мы поступали в годы индустриализации в 30-е годы, когда иностранцев привлекали в качестве не инвесторов, а подрядчиков и поставщиков? Ведь инвестор не просто вкладывает свои деньги, но всегда требует свою долю. И если он уже пришел, потом его просто так не выгонишь, а потом он и вовсе начинает диктовать свои условия.
Честно говоря, я даже не представляю, кто мог пролоббировать всю эту затею с игорной зоной в администрации президента. О том, что лоббисты крымской игорной зоны есть в правительстве, я не сомневаюсь, как не сомневаюсь и в том, что наш премьер-министр, известный своими либеральными взглядами, очень даже мог сказать: «не возражаю». Есть мощное игорное лобби также и в Государственной Думе: об этом мне лично рассказывали некоторые депутаты, да, в общем-то, оно себя не особо и скрывает. Но будем надеяться, что все же здравый смысл в конечном итоге возобладает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий