пятница, 18 апреля 2014 г.

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ФРОНТ: ПОПЫТКА ТИРАСПОЛЯ СКЛОНИТЬ КИШИНЕВ К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ РАЗВОДУ

Седьмого апреля президент самоопределившейся Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук выступил с традиционным посланием к народу, органам власти и управления. К этому выступлению лидера Приднестровья было приковано особое внимание. Никогда со времён 1992 года ситуация в республике и вокруг неё не была столь критической. Приднестровье находится в кольце фронтов, окружённое двумя враждебными режимами.ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ФРОНТ - ПОПЫТКА ТИРАСПОЛЯ СКЛОНИТЬ
Впервые за 20 лет независимости блокада со стороны Молдовы и Украины распространена не только на торговые грузы, но и на перемещение физических лиц. Впервые ведущие западные политики, эксперты и журналисты обрушили на Приднестровье целый шквал обвинений в том, что оно стало базой для вторжения российских войск на территорию Украины. Крымский прецедент заставил заговорить о том, что именно Приднестровье, которое уже 23 года добивается признания и принятия в состав России, может стать следующим субъектом РФ. От приднестровского лидера ждали прояснения позиций власти региона относительно ситуации вокруг Приднестровья и дальнейших шагов тираспольской администрации.

ВОСЕМЬ ЛЕТ БЛОКАДЫ

В ходе своего выступления Евгений Шевчук отметил, что ряд участников переговорного процесса своими действиями подавляют потенциальные экономические возможности граждан своих стран, проживающих в Приднестровье, развивать и повышать своими силами собственное благосостояние. По словам Шевчука, формируется «коллективный механизм ограничений» по отношению к Приднестровью со стороны республики Молдова, Украины и Евросоюза.

Жертвами блокадных мер со стороны Молдавии и Украины становятся жители Приднестровья, обладающие гражданством этих стран. Как отметил Евгений Шевчук, «аспект международных санкций состоит в том, что они, как правило, направлены против «врагов», а не граждан своих стран или части одной страны против другой». Президент Приднестровья сравнил санкции и блокирующие решения с системой взятия заложников. Санкции, по его словам, наносят максимальный вред не политикам, которые принимают решения, а гражданскому населению, ведут к падению жизненного уровня населения и деградации социальной сферы.

Так, в результате введённых Молдавией и Украиной в марте 2006 года правил прохождения экспортных грузов через приднестровско-украинскую границу под угрозу была поставлена внешнеэкономическая деятельность государства, в частности, были блокированы экспорт приднестровских товаров, банковская система, возможность осуществлять транспортными компаниями Приднестровья грузовые и пассажирские перевозки. Блокадные действия в отношении Приднестровья, по словам президента, привели к потере целых секторов приднестровской экономики. Приднестровским предприятиям нанесён прямой и косвенный ущерб, измеряемый сотнями миллионов долларов.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ: ТОРГ НЕУМЕСТЕН

Президент Приднестровья высказал чёткую и однозначную поддержку выбору народа Крыма и его вхождению в состав России: «Мы с уважением относимся к волеизъявлению крымского народа и приветствуем позицию Российской Федерации, защищающей свободу мнения и свободное волеизъявление, концепцию решения конфликтов или минимизацию на базе референдума, что уменьшает конфликтный потенциал, так как учитывает мнение большинства».

«Считаем, что референдум – нравится он кому-либо или нет – это высшая юридическая и политическая оценка, решение и фундамент любой власти, – отметил Евгений Шевчук. – И когда большинство военнослужащих украинской армии в Крыму переходят служить в армию Российской Федерации, принимают гражданство Российской Федерации, сложно утверждать, что их, обладающих оружием, заставили принять такое решение вопреки их мнению».

Исходя из этого, приднестровский лидер сделал вывод по поводу статуса Приднестровья: «Компромисса по вопросам суверенитета быть не может… Не выискивая пороки других, мы продолжаем идти дорогой, определённой гражданами Приднестровской Молдавской Республики и на референдумах, и на выборах, и не уклоняемся в сторону от избранного пути, стремясь к тесному взаимопониманию с нашими партнёрами». Евгений Шевчук выразил уверенность в том, что «…сомнений в позиции приднестровцев за независимость Приднестровской Молдавской Республики становится всё меньше и меньше, даже у западных партнёров».

Евгений Шевчук напомнил, что в Молдове в настоящее время, после вердикта конституционного суда, официальным языком признан румынский язык. Румынские и привлечённые извне советники и сотрудники специальных служб стали активными участниками различных коллегий силовых структур Республики Молдова. При отсутствии утверждённых молдавско-румынских границ Республика Молдова всё же обустраивает на деньги спонсоров границу с Приднестровьем, тем самым утвердив факт наличия молдавско-приднестровской государственной границы.

Приднестровский лидер обратился к молдавской элите, идущей по избранному ею пути в ЕС, НАТО или в Румынию, с призывом принять решение о признании Приднестровья, используя прецедент мирного и взаимовыгодного развода между Чехией и Словакией. По словам Шевчука, есть только одна возможность цивилизованных бесконфликтных отношений Кишинёва и Тирасполя: наличие двух самостоятельных государств.

КРЕПОСТЬ НЕ СДАЁТСЯ

Таким образом, лидер Приднестровья твёрдо обозначил свою позицию: курс на признание независимости Приднестровья, предложение цивилизованного развода в адрес Кишинёва и солидарность с политикой России. Этот курс Тирасполя остаётся неизменным на протяжении всех 23 лет существования республики.

Регион, борющийся за признание, пребывает в состоянии блокады, информационной изоляции и шельмования в средствах массовой информации. Несмотря на это, приднестровцы не намерены складывать оружие. Они подобны бойцам окружённой и обстреливаемой со всех сторон крепости, уже долгое время ждущим прорыва блокады и научившимся выживать своими силами. Окружённые бойцы осознали бесперспективность каких-либо компромиссов с врагом: все они оказались лишь тактическими уловками с целью сломить их сопротивление.

У армии, воюющей по ту сторону фронта и отрезанной от крепости неприятелем, возможности помочь крепости весьма ограничены. Командование армии вынуждено вести переговоры с врагом о перемирии и взаимных уступках, в числе которых может оказаться и окружённая крепость. Таковы законы военного времени. В крепости это понимают, но, несмотря ни на что, готовы продолжать сопротивление до последнего патрона.

Однако, судя по реакции высшего российского руководства, включая заявления президента Владимира Путина и министра иностранных дел Сергея Лаврова, в Москве прекрасно понимают важность удержания приднестровского форпоста. Все обсуждения и заявления касаются лишь вопросов тактики удержания. Сдача приднестровской крепости не обсуждается. И в Тирасполе, основанном Александром Суворовым в качестве российской военной крепости, это тоже понимают.

Владимир Букарский

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий