(Продолжение, начало "О СОВЕСТИ И НЕ ТОЛЬКО")
И так, совесть – это чувство, перманентно присущее
человеку и непрерывно «пульсирующее» у него внутри.
Теперь я хотел бы рассмотреть такие фигуры речи как
«узник совести», «совесть нации» и «свобода совести».
«Узники совести»
Начнем с «узников», потому что сегодня особый тренд
на арестантство и тусовки по автозакам. Быть «узником совести» нынче модно,
престижно и популярно. Но… разберемся в сути слов.
Кто такой узник? Слово «узник» происходит от слова
«узы», а «узы», согласно орфографическому словарю, – оковы, путы, тесные связи,
т.е. крепкие такие узлы. Значит, «узник» сам по себе существовать не может, ему
обязательно необходим объект или субъект, который бы его «заключили в свои узы»,
«связал» и подчинил себе. Иными словами, есть доминанта, и есть узник этой
доминанты. Есть причина, и есть следствие. В качестве доминанты может
выступать, например, «кровавый режим» – «узник кровавого режима». Так же,
исходя из правильного управления словами, доминантой может выступить слово,
обозначающее какое-нибудь место, используемое для содержания в неволе – «узник застенок
гестапо», «узник замка Иф». Совершенно легко можно стать узником какой-нибудь
человеческой слабости, если эта слабость начинает доминировать над человеком –
например, наркомания или алкоголизм. Но что такое «узник совести»?
Рассмотрим конструкцию этой фигуры речи и
причинно-следственную взаимосвязь между словами. «Узник» – отвечает на вопрос
«кто» и в буквальном смысле обозначает невольника, человека с ограниченной
степенью свободы. А «кто» или «что» послужило причиной, вследствие которой человек
стал несвободным? Узником «кого» или «чего» он является? Ответ – совесть. То
есть, следуя здравой логике, понимать словосочетание «узник совести» следует
примерно так: «Узник совести – человек, всегда соизмеряющий свои поступки с
нравственными устоями социальной среды, ценностями общества и чувством, которое
он осознает как совесть. Любое действие, поступок, решение он пропускает через
призму внутренних критериев совести. Совесть для «узника совести» –
неотъемлемая часть его внутреннего Я, внутреннего устройства души».
Определение, введенное в обиход вначале 60-х годов прошлого
столетия британским юристом и правозащитником, основателем известной на весь
мир своими «узниками» организации «Amnesty International» Питером
Бененсоном, запускалось в оборот исключительно для пропагандистских
манипуляций, которые продолжаются и по сей день. Вспомним «девушек» со своими «коровьими
лепешками» в головах, являющихся, по мнению «Amnesty
International», «узницами совести».
И так. Если коротко резюмировать, то
«узник совести» – это человек, для которого совесть неотъемлемая часть его внутреннего Я, внутреннего
устройства души, мерило всех его дум и поступков. Иными словами, – нормальный,
психически здоровый человек с адекватным поведением, соизмеряющий свои поступки
и действия с голосом совести.
«Совесть нации»
Еще одна фигура речи – «совесть нации». Какую
смысловую нагрузку она в себе содержит? Разберем.
Если совесть индивида – это интимное чувство отдельного
человека, то совесть нации в философском понимании – это совокупность чувств
множества индивидов, ассоциирующих себя с конкретным народом или этносом,
представляющая объединенный свод нравственных критериев и суждений о добре и
зле, опирающаяся на многовековой пласт своего культурного наследия, ибо у
народа без прошлого призрачно настоящее, а будущее – под большим вопросом. Таким
образом, совесть нации – многомерный конгломерат нравственных норм и устоев,
сформированных веками, соотнеся себя с которым индивид может идентифицировать
свою национальную принадлежность.
Определившись с понятием фигуры речи, сразу же встает
вопрос: «С совестью какой нации себя может соотнести любитель тех же коровьих лепешек?»
Совестью нации еще называют отдельных индивидов
общества, которые ретранслируют в социальную среду основополагающие
нравственные принципы, обличают ее, дабы общество не деградировало, так как все
в этом мире подчинено энтропии, и даже такие тонкие материи как моральные устои.
Подчеркну, что обязательным условием является ретрансляция, опирающаяся на
многомерный конгломерат нравственных норм и устоев, сформированных веками.
Прерогатива же назвать того или иного индивида совестью нации принадлежит исключительно
совокупности индивидов самой нации, а не кучки маргиналов сидящих на
информационных потоках.
Таким образом, если кто-то сегодня громко кричит в
«рупор гласности» невзирая на «репрессии кровавого режима» в отношении «свободы
слова» о том, что «навоз» – давно принятая на западе доктрина бытия развитого
человечества, и России необходимо принять эту доктрину, то дело мы имеем, может
быть, и с «совестью нации», но отнюдь не нашей. Если кто-то, не стесняясь в
словах, хулит и поносит нашу страну, ее историю, называя ее оскорбительным
словом «рашка», то этот кто-то не то, что к «совести нации», но и к самой нашей
нации не может иметь никакого отношения.
К какой нации может относиться данный индивид?
Очевидно, что к той, где «свобода совести» (об этом ниже) не только
задекларирована в конституции, но и впитывается с молоком матери, стирая
вековые общепринятые нравственные устои и национальные признаки.
«Свобода совести»
«Свобода совести», понимается, почему-то, как
«свобода убеждений». Первые упоминание этого термина приходится на вторую
половину XVI века и принадлежат Себастьяну
Кастеллио, опубликовавшему памфлет «Стоит ли преследовать еретиков», целью
которого была критика церкви. Далее в конце XVII века был выпущен «Британский Билль о правах», в
котором признавалось за личностью право иметь свои собственные убеждения и мнения.
Но позвольте, советь и убеждения – это не одно и то
же. Можно иметь твердую убежденность, в чем угодно, но если общество этого не
приемлет, то не следует демонстрировать прилюдно свой «навоз», а тем более
навязывать его другим.
Подойдем к расшифровке выражения «свобода слова» с
другой стороны. Мы определились, что совесть – есть чувство, ограничивающее
поведение индивида в соответствии общепринятыми нравственными нормами. Таким
образом, выражение «свобода совести» равносильно выражению «свобода
ограничения», последнее из которых – явный нонсенс, так как смысл слов
«свобода» и «ограничение» противоположны друг другу.
Если взять современную трактовку слова «советь», то выражение
«свобода совести» полностью соответствует либеральным воззрениям. То есть, если
перевести с русского на русский, то получим: «Свобода совести - способность личности свободно осуществлять нравственный самоконтроль, свободно формулировать для
себя нравственные обязанности, свободно требовать от себя их выполнения и свободно
производить самооценку совершаемых поступков». Верх либерализма.
Таким образом, первое – индивид свободен в
осуществлении нравственного самоконтроля. Он может его осуществлять, а может и
проигнорировать. Может остановить себя, например, от убийства или воровства, а
может и убить человека или обокрасть. То есть, совершенно не важно,
контролирует свое поведение индивид или нет. Он же свободен. Такая свобода
самоконтроля у личности обычно случается при употреблении алкогольных или
наркотических веществ.
Второе – он
свободно может формулировать для себя нравственные обязанности и свободно требовать
от себя их выполнения. Возвращаясь к тем же самым коровьим лепешкам, представим
индивида, который определил для себя нравственной обязанностью продвигать «навоз»
под видом современного искусства. Или индивид посчитал себя нравственно
обязанным обгадить все, что связанно с историей Великой России, ее культурой. И
что? И что можно предъявить таким навозофилам? Ничего. Свобода совести же.
И третье – индивид волен на самооценку совершаемых
поступков. Волен по «самое не хочу». А что там говорят окружающие, и был ли
причинен кому-нибудь нравственный или моральный вред, ему, индивиду, абсолютно
«параллельно».
Таким образом, резюмируя выше сказанное, «свобода
совести» есть определение, которое изначально содержит в себе противоречие,
сочетает несовместимые понятия и может расцениваться как «свобода от
общепринятых норм морали и нравственности, воззрений на понятия о добре и зле,
а также от ответственности за свое поведение и
поступки перед самим собой, перед окружающими людьми и обществом».
Поэтому, если какой-нибудь индивид
с трибуны ли, со страниц СМИ, телеэкрана или других средств пропаганды будет втюхивать
обыкновенный «навоз», прикрываясь красивыми словами и «свободой совести», то
знайте, что перед вами либо просто бессовестный человек, либо провокатор.
***
Теперь к главному. Есть еще одно определение совести
и, на мой взгляд, самое важное и незыблемое. Оно непоколебимо уже не одну
тысячу лет. Совесть – это Глас Божий. А Глас Божий приносят людям на крыльях
своих Его вестники – ангелы. И кто живет в согласии со вестью их, у того и с
совестью все в порядке.
Александр Плотников
Комментариев нет:
Отправить комментарий