воскресенье, 23 декабря 2012 г.

О СОВЕСТИ И НЕ ТОЛЬКО (продолжение)


(Продолжение, начало "О СОВЕСТИ И НЕ ТОЛЬКО")

С головы на ноги
И так, совесть – это чувство, перманентно присущее человеку и непрерывно «пульсирующее» у него внутри.
Теперь я хотел бы рассмотреть такие фигуры речи как «узник совести», «совесть нации» и «свобода совести».

«Узники совести»
Начнем с «узников», потому что сегодня особый тренд на арестантство и тусовки по автозакам. Быть «узником совести» нынче модно, престижно и популярно. Но… разберемся в сути слов.

Кто такой узник? Слово «узник» происходит от слова «узы», а «узы», согласно орфографическому словарю, – оковы, путы, тесные связи, т.е. крепкие такие узлы. Значит, «узник» сам по себе существовать не может, ему обязательно необходим объект или субъект, который бы его «заключили в свои узы», «связал» и подчинил себе. Иными словами, есть доминанта, и есть узник этой доминанты. Есть причина, и есть следствие. В качестве доминанты может выступать, например, «кровавый режим» – «узник кровавого режима». Так же, исходя из правильного управления словами, доминантой может выступить слово, обозначающее какое-нибудь место, используемое для содержания в неволе – «узник застенок гестапо», «узник замка Иф». Совершенно легко можно стать узником какой-нибудь человеческой слабости, если эта слабость начинает доминировать над человеком – например, наркомания или алкоголизм. Но что такое «узник совести»?
Рассмотрим конструкцию этой фигуры речи и причинно-следственную взаимосвязь между словами. «Узник» – отвечает на вопрос «кто» и в буквальном смысле обозначает невольника, человека с ограниченной степенью свободы. А «кто» или «что» послужило причиной, вследствие которой человек стал несвободным? Узником «кого» или «чего» он является? Ответ – совесть. То есть, следуя здравой логике, понимать словосочетание «узник совести» следует примерно так: «Узник совести – человек, всегда соизмеряющий свои поступки с нравственными устоями социальной среды, ценностями общества и чувством, которое он осознает как совесть. Любое действие, поступок, решение он пропускает через призму внутренних критериев совести. Совесть для «узника совести» – неотъемлемая часть его внутреннего Я, внутреннего устройства души».
Определение, введенное в обиход вначале 60-х годов прошлого столетия британским юристом и правозащитником, основателем известной на весь мир своими «узниками» организации «Amnesty International» Питером Бененсоном, запускалось в оборот исключительно для пропагандистских манипуляций, которые продолжаются и по сей день. Вспомним «девушек» со своими «коровьими лепешками» в головах, являющихся, по мнению «Amnesty International», «узницами совести».
И так. Если коротко резюмировать, то «узник совести» – это человек, для которого совесть неотъемлемая часть его внутреннего Я, внутреннего устройства души, мерило всех его дум и поступков. Иными словами, – нормальный, психически здоровый человек с адекватным поведением, соизмеряющий свои поступки и действия с голосом совести.

«Совесть нации»
Еще одна фигура речи – «совесть нации». Какую смысловую нагрузку она в себе содержит? Разберем.
Если совесть индивида – это интимное чувство отдельного человека, то совесть нации в философском понимании – это совокупность чувств множества индивидов, ассоциирующих себя с конкретным народом или этносом, представляющая объединенный свод нравственных критериев и суждений о добре и зле, опирающаяся на многовековой пласт своего культурного наследия, ибо у народа без прошлого призрачно настоящее, а будущее – под большим вопросом. Таким образом, совесть нации – многомерный конгломерат нравственных норм и устоев, сформированных веками, соотнеся себя с которым индивид может идентифицировать свою национальную принадлежность.
Определившись с понятием фигуры речи, сразу же встает вопрос: «С совестью какой нации себя может соотнести любитель тех же коровьих лепешек?»
Совестью нации еще называют отдельных индивидов общества, которые ретранслируют в социальную среду основополагающие нравственные принципы, обличают ее, дабы общество не деградировало, так как все в этом мире подчинено энтропии, и даже такие тонкие материи как моральные устои. Подчеркну, что обязательным условием является ретрансляция, опирающаяся на многомерный конгломерат нравственных норм и устоев, сформированных веками. Прерогатива же назвать того или иного индивида совестью нации принадлежит исключительно совокупности индивидов самой нации, а не кучки маргиналов сидящих на информационных потоках.
Таким образом, если кто-то сегодня громко кричит в «рупор гласности» невзирая на «репрессии кровавого режима» в отношении «свободы слова» о том, что «навоз» – давно принятая на западе доктрина бытия развитого человечества, и России необходимо принять эту доктрину, то дело мы имеем, может быть, и с «совестью нации», но отнюдь не нашей. Если кто-то, не стесняясь в словах, хулит и поносит нашу страну, ее историю, называя ее оскорбительным словом «рашка», то этот кто-то не то, что к «совести нации», но и к самой нашей нации не может иметь никакого отношения.


К какой нации может относиться данный индивид? Очевидно, что к той, где «свобода совести» (об этом ниже) не только задекларирована в конституции, но и впитывается с молоком матери, стирая вековые общепринятые нравственные устои и национальные признаки.

«Свобода совести»
«Свобода совести», понимается, почему-то, как «свобода убеждений». Первые упоминание этого термина приходится на вторую половину XVI века и принадлежат Себастьяну Кастеллио, опубликовавшему памфлет «Стоит ли преследовать еретиков», целью которого была критика церкви. Далее в конце XVII века был выпущен «Британский Билль о правах», в котором признавалось за личностью право иметь свои собственные убеждения и мнения.
Но позвольте, советь и убеждения – это не одно и то же. Можно иметь твердую убежденность, в чем угодно, но если общество этого не приемлет, то не следует демонстрировать прилюдно свой «навоз», а тем более навязывать его другим.
Подойдем к расшифровке выражения «свобода слова» с другой стороны. Мы определились, что совесть – есть чувство, ограничивающее поведение индивида в соответствии общепринятыми нравственными нормами. Таким образом, выражение «свобода совести» равносильно выражению «свобода ограничения», последнее из которых – явный нонсенс, так как смысл слов «свобода» и «ограничение» противоположны друг другу.
Если взять современную трактовку слова «советь», то выражение «свобода совести» полностью соответствует либеральным воззрениям. То есть, если перевести с русского на русский, то получим: «Свобода совести - способность личности свободно осуществлять нравственный самоконтроль, свободно формулировать для себя нравственные обязанности, свободно требовать от себя их выполнения и свободно производить самооценку совершаемых поступков». Верх либерализма.
Таким образом, первое – индивид свободен в осуществлении нравственного самоконтроля. Он может его осуществлять, а может и проигнорировать. Может остановить себя, например, от убийства или воровства, а может и убить человека или обокрасть. То есть, совершенно не важно, контролирует свое поведение индивид или нет. Он же свободен. Такая свобода самоконтроля у личности обычно случается при употреблении алкогольных или наркотических веществ.
 Второе – он свободно может формулировать для себя нравственные обязанности и свободно требовать от себя их выполнения. Возвращаясь к тем же самым коровьим лепешкам, представим индивида, который определил для себя нравственной обязанностью продвигать «навоз» под видом современного искусства. Или индивид посчитал себя нравственно обязанным обгадить все, что связанно с историей Великой России, ее культурой. И что? И что можно предъявить таким навозофилам? Ничего. Свобода совести же.
И третье – индивид волен на самооценку совершаемых поступков. Волен по «самое не хочу». А что там говорят окружающие, и был ли причинен кому-нибудь нравственный или моральный вред, ему, индивиду, абсолютно «параллельно».
Таким образом, резюмируя выше сказанное, «свобода совести» есть определение, которое изначально содержит в себе противоречие, сочетает несовместимые понятия и может расцениваться как «свобода от общепринятых норм морали и нравственности, воззрений на понятия о добре и зле, а также от ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми и обществом».
Поэтому, если какой-нибудь индивид с трибуны ли, со страниц СМИ, телеэкрана или других средств пропаганды будет втюхивать обыкновенный «навоз», прикрываясь красивыми словами и «свободой совести», то знайте, что перед вами либо просто бессовестный человек, либо провокатор.

***
Теперь к главному. Есть еще одно определение совести и, на мой взгляд, самое важное и незыблемое. Оно непоколебимо уже не одну тысячу лет. Совесть – это Глас Божий. А Глас Божий приносят людям на крыльях своих Его вестники – ангелы. И кто живет в согласии со вестью их, у того и с совестью все в порядке.

Александр Плотников

Комментариев нет:

Отправить комментарий