четверг, 20 марта 2014 г.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ДЛЯ СТРАН ЕС. ЧАСТЬ 2.

Наряду с ключевой ролью России в обеспечении Германии и ЕС энергоносителями важное значение имеет возможная дестабилизация финансовой системы Европы после введения санкций против РФ. Несмотря на то, что ВВП ЕС в семь раз по текущему курсу (или в пять раз по паритету покупательной способности) больше, чем ВВП РФ, несмотря даже на то, что банковская система ЕС по капиталу и активам в 15–20 раз больше российской, устойчивость еврозоны в финансовом отношении подточена высокой и растущей долговой нагрузкой на бюджеты и балансы банков. В таких условиях «российский стресс-тест» может оказаться для европейской финансовой системы весьма жестким.ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ-2
В расчете ущерба для стран ЕС должны присутствовать не только прямые эффекты от возможной потери европейских инвестиций в экономику России (они оцениваются в 30–50 миллиардов евро), но и, главным образом, весьма вероятные потери от сокращения внешней торговли с Россией, которое может вызвать резкое падение прибылей энергетических и других компаний, списание банками кредитов этим компаниям, включая каскад дефолтов ряда компаний и, возможно, банков, падение европейских фондовых рынков на 15–25%, рост безработицы на 3–7 процентных пункта, дестабилизацию системы расчетов. В этой связи и единая европейская валюта может попасть под давление – вплоть до падения к паритету с американским долларом или даже до уровней Югославской войны.

Худшие сценарии с втягиванием Германии и стран ЕС в конфликт на стороне незаконной власти в Киеве могут означать еще больший стресс для ЕС: раскол стран по отношению к происходящим в центре Европе вооруженным действиям, падение экономик ряда стран ЕС на 15–25%, что может спровоцировать выход стран Южной Европы из организации, а также распад еврозоны, поскольку европейский стабилизационный механизм не рассчитан на нагрузки в сотни миллиардов евро. Стоит ли такая цена (разрушение европейской экономики и, возможно, самого Евросоюза) той «украинской карты», которую разыгрывают США и (с их подачи) НАТО, ОБСЕ и ЕС?

Общие оценки прямых потерь ВВП других стран от остановки торговли с Россией основаны на данных таможенной статистики и выглядят следующим образом.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ-2-1
Общие оценки прямых потерь ВВП стран ЕС от остановки торговли с Россией

Сначала Европе предстоит пройти «украинский стресс-тест»: иллюзия, что пакета займов в 11 миллиардов евро до 2020 года (то есть 1,5 миллиарда евро в год) хватит на стабилизацию этой страны, закончится вместе с исчерпанием валютных резервов Украины. Так же как и иллюзия, что финансовую систему Украины (как до того Кипра) можно санировать за счет «направленного дефолта» по отношению к инвестициям и кредитам «северного соседа» (как на Украине называют Россию).

Состояние экономики Украины в настоящее время преддефолтное (это отражают рейтинги страны – ССС), переходящее по ряду позиций (например, платежи за российский газ, выплата бюджетных трансфертов регионам, пенсии и социальные пособия населению) к открытому дефолту.

При этом содержание Украины в условиях «революции» и перманентного Майдана, когда все перестают работать и начинают требовать себе плату «профессиональных революционеров», к которой их приучали за 20 лет до Майдана (пять миллиардов долларов от США, как призналась замгоссекретаря Нуланд, и столько же от ЕС и различных фондов) и на самом Майдане, – очень дорогое удовольствие.

Оценим текущий платежный баланс Украины.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ-2-2
Источник: расчеты проф. В.Катасонова

Подсчитаем, каков «валютный резерв прочности» Украины с учетом оценок, приведенных в этой таблице: 15 (размер валютных резервов Украины) / 59 (годовой прогнозный дефицит платежного баланса) = 0,25 года.

Проще говоря, Украина может просуществовать лишь один квартал.

Если отсчитывать от 1 февраля 2014 года (когда Украина полностью «проглотила» российский заем на три миллиарда долларов), то к 1 мая украинской экономики и, соответственно, страны не будет. Будет просто территория, на которой не будет ни электричества, ни газа, ни продовольствия, ни действующих предприятий, ни транспорта, ни даже государственных учреждений.

В связи с этим США и ЕС испытывают сильный соблазн решить финансовые проблемы страны за счет России. Общий объем обязательств перед Россией оценивается в 60 миллиардов долларов (35% ВВП Украины), из них:

• Риски российских банков на Украине, по оценкам Fitch, достигают 28 миллиардов долларов. Более половины общего объема рисков относятся к кредитам местным компаниям, 25% – к российским и украинским бизнесменам, которые привлекали кредиты для приобретения активов на Украине, считает Fitch. Эти кредиты подвержены как экономическим, так и политическим рискам, «включая рецессию, потенциальную угрозу правам собственности на заложенные активы и девальвацию гривны – около 60% кредитов предоставлено в иностранной валюте», говорится в сообщении агентства.

• Долг перед Газпромом за поставленный газ на конец марта – два миллиарда долларов.

• Объем прямых иностранных инвестиций составляет не менее 40% всех накопленных чистых иностранных активов в экономике Украины, или 28 миллиардов долларов (согласно проведенному Евразийским банков развития анализу всего массива крупных инвестпроектов).

• Прямые вложения Минфина РФ в украинские еврооблигации составляют три миллиарда долларов.

Россия предложила пакет стабилизации, который был рассчитан на мирное время: скидка на газ (8–10 миллиардов долларов в год улучшения торгового баланса), а также кредит в размере 15 миллиардов долларов за год (а не за семь лет, как у ЕС) для стабилизации долговой ситуации. Новая «самопровозглашенная» власть в Киеве не только отвергла этот пакет, не оплачивая поставки газа даже по сниженным ценам и грозя не возвращать полученные три миллиарда долларов за еврооблигации, но и ведет курс на дефолт Украины, вывозя золотой запас страны и разрушая остатки экономики.

С другой стороны, инвестиции олигархов Украины (прежде всего в оффшорные центры и в страны ЕС) оцениваются в 140 миллиардов долларов.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ-2-3
Источник: статистика Национального банка Украины

К этим иностранным активам Украины следует добавить сбережения населения в наличной валютной форме (доллары и евро), которые оцениваются в 50–80 миллиардов долларов и в 3–5 раз превышают наличную денежную массу Украины в гривнах.

Таким образом, хотя по официальной статистике Украина по показателю ВВП на душу населения стоит на одном уровне с Узбекистаном, Тунисом или Египтом (порядка четырех тысяч долларов) и в 3–4 раза уступает показателям России и средним показателям европейских стран, несмотря на то, что платежный баланс страны сводится с растущим дефицитом, санация финансовой системы Украины имеет как минимум три источника: средства России (порядка 60 миллиардов долларов), средства населения (50–80 миллиардов долларов), средства олигархов (70–100 миллиардов долларов). Общий объем этих «резервных фондов» превышает ВВП Украины и является «соблазнительной добычей» для стран-санаторов.

В случае дальнейшего экономического паралича на Украине резервные средства населения будут использованы на цели выживания (позволят продержаться несколько месяцев), резервные средства олигархов находятся в основном в таких офшорных зонах, как Белиз, Сейшельские и Маршальские острова и прочие, эти средства обременены сопоставимыми обязательствами (кредитами в адрес украинских предприятий на 77 миллиардов долларов на конец 2013 года), то есть они не могут быть мобилизованы на цели санации экономики Украины.

Таким образом, «легкой добычей» кажутся инвестиции России на Украине, которые в условиях санкций как бы можно и «простить» России. Однако российские банки и компании не могут списать такой объем инвестиций без резкого ухудшения собственных балансов. Поэтому Россия как государство будет вынуждено консолидировать все государственные и корпоративные требования к украинской экономике и добиваться их безусловного возврата.

Германия и ЕС в этих условиях, имея на порядок меньшие финансовые требования к Украине, не смогут (как это планируют фонды из США, имеющие требования к Украине в форме пакета ее еврооблигаций на сумму порядка 6–8 миллиардов долларов) выступить «финансовыми стервятниками», отодвинув законные экономические интересы России под предлогом политической обструкции РФ без угрозы принять на себя эти требования и отвечать за возврат этих кредитов и инвестиций. В противном случае при отказе о предусмотренных условиями коммерческих договоров обращений взыскания на залоги и при нарушении прав российских собственников украинских активов Россия будет иметь право взыскивать эти задолженности в любой доступной форме, в том числе со стран и компаний – бенефициаров «узаконенного грабежа» активов РФ на Украине.

Допустить повторение «кипрского прецедента» на Украине (фактическую конфискацию вкладов российских банков и компаний) под предлогом незначительной (по отношению к размеру российских требований) финансовой помощи со стороны ЕС и США – значит окончательно закрепить разрушение мировой финансовой системы путем отказа правовых систем США, ЕС и сателлитов, а также эмитентов резервных валют от своих обязательств.

Фактически в этом случае будет запущен механизм саморазрушения мирового финансового порядка: ни банки, ни компании, ни граждане стран ЕС не смогут в этих условиях рассчитывать на соблюдение контрагентами закрепленных в контрактах обязательств. В случае Украины и России речь идет не о небольшом сегменте финансовой системы, который можно изолировать и забыть (как с Кипром), речь идет даже не о стоимости «спасения» (реально – замораживания в коме) Греции в 210 миллиардов евро, или 120% ВВП. Речь пойдет о прямой финансовой аннексии российской собственности на десятки миллиардов долларов, которая будет объясняться «революционной целесообразностью» (на Украине) и правомочностью санкций (в США и ЕС), но, с точки зрения России и всего мира, это будет открытая внесудебная конфискация огромных средств, которая означает по всем канонам международных отношений прямое объявление войны.

Если же санкции затронут средства валютных резервов Банка России и средств фонда национального благосостояния и резервного фонда Российской Федерации, безусловно, в этом случае правительство России будет обязано изыскать способы соразмерного изъятия активов стран-агрессоров (порядка 450 миллиардов долларов). И такие способы будут найдены с соответствующими последствиями для финансовых систем стран НАТО, осуществляющих нападение в виде финансовых санкций.

Логика ответа России (по западной независимой оценке) такова. «Под угрозой западных санкций из-за событий в Крыму российские власти разработали меры, которые позволят дать мощный отпор», уверен журналист французского издания realpolitik.tv Ксавье Моро. По его мнению, «беспощадный» ответ России будет включать целый ряд решительных действий:

• продажу долговых обязательств всех государств, которые ввели санкции;

• отказ от возврата любых кредитов, взятых российскими государством или предприятиями;

• конфискацию западных активов;

• вся западная валюта будет продана и заменена на азиатские валютные резервы, торговля с Западом закончится, и вся экономика переориентируется на Азию, в частности на Китай и Южную Корею, которые уже в курсе этой перспективы и которым такой разрыв будет крайне выгоден;

• доллар будет полностью исключен из коммерческого оборота.

Последствия этих шагов для европейских экономик станут катастрофическими, особенно для Франции, Германии и Польши, предупреждает автор.

Это можно было бы считать «мнением французского чудака», однако все большее количество политиков и бизнесменов в Германии и других странах ЕС, и даже в США высказываются о разрушительности для западной политической и финансовой системы подобного подхода «изолировать Россию», за которым скрывается попытка ее ограбить и унизить.

Подобного развития событий еще можно и нужно избежать как на стороне ЕС и Германии как ее экономического лидера, так и на стороне России. Время для поиска взаимоприемлемого решения стремительно уходит, но оно еще есть.

Для этого требуется рассматривать Украину не как «добычу» или поле для экономического и силового противоборства, а как мост и возможность совместного проекта развития не по югославскому или  даже греческому вариантам, а по модели «социального рыночного хозяйства» западногерманского «экономического чуда».

Группа ученых-членов Научного совета
По комплексным проблемам евразийской
экономической интеграции, модернизации,
конкурентоспособности и устойчивому развитию
при президиуме РАН под руководством
Дмитрия Митяева

Часть 1., Часть 2.

Источник: РИА Новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий