воскресенье, 16 марта 2014 г.

О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ

16 марта в Крыму пройдёт важнейший за последние 20 лет на постсоветском пространстве референдум. Может так статься, что Крым решит вернуться в состав России. Если это случится, как поведут себя татары в этой ситуации? Ответов на этот вопрос много, но чтобы добраться до истины, придётся миновать немало информационных мифов.О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ
Первый миф: «Они не захотят»
Это неправда. Не хочет воссоединения Крыма с Россией политическая элита татар, так как она ещё с диссидентских времён крепко связана с украинским националистическим движением. Связана идейно, так как исповедует националистический вариант ислама, и политически, так как обретение своего национального государства напрямую связывалось с уничтожением Союза (только вот с национальным государством пока не вышло).

Простой же крымский татарин совершенно далёк от политических игр и идеологических тонкостей. Хорошая работа и занятость, возможность посещать татарскую (не радикальную) мечеть и спокойно придерживаться своих традиций – всё это для него ценнее заявлений Меджлиса (общественная организация, представительный орган крымских татар –Ред.), постепенно теряющего вес в крымско-татарском народе. Если присоединение Крыма к России обеспечит татарам новые рабочие места (многие сейчас таковых не имеют), если произойдёт увеличение пенсий и не будут затронуты никакие традиции (собственно, а зачем?), то всяческое мифическое сопротивление татар, обещанное киевскими СМИ, даже не начнётся. Особенно, если татарским элитам сохранят их имущественные права.

Так, известный крымско-татарский политик Васви Абдураимов заявил буквально следующее: «Если в начале 1990-х эта поддержка [Меджлиса] составляла 90%, сегодня – 18%. Вот эти 18–20% крымских татар, возможно, поддерживают Евромайдан, 60–70% аполитичны и занимаются исключительно вопросами выживания и содержания своих семей, потому что с разных стартовых условий начинали жить в Крыму, в отличие от всех остальных, и где-то 10–15% – активно против Евромайдана».

Второй миф: «Татары начнут партизанскую войну»
Этого не произойдёт по двум причинам:

1. Татары уже не пассионарны, не агрессивны, какими хотят их представить;

2. В украинском Крыму они находятся в лучших условиях, чем в Средней Азии, но далёко не в тех, за которые можно бороться. Безработица среди татар высокая, многие живут за счёт курортного сезона, не работая потом осень и зиму. Среди татар существует большой процент молодёжи, не получившей высшего образования, в связи с переселением и незнанием украинского языка в объёме, необходимом для поступления в вузы. Случаются прецеденты формального батрачества и даже рабства простых татар на своих элитариев. Многие татарские дети не посещают школу.

Поэтому если кто и начнёт диверсионную деятельность в Крыму, так это именно эти элитарии: им есть что терять (включая власть над своими же единоверцами), у них есть средства для борьбы. Как известно, уже сейчас Крымское правительство предложило татарам широко войти в новую власть, а также наделить Курултай [Форма национальной общественно-политической организации крымских татар, претендует на полномочное представительство крымско-татарского народа – Ред.] официальным статусом и юридическим весом.

Третий миф: «Крымские татары просто выступают против сепаратизма»
Важнейшим фактором в борьбе против восстановления реальной автономии Крыма или воссоединении его с Россией стал Хизб-ут Тахрир. Именно эта организация, до этого враждовавшая с Меджлисом, соединилась с ним в антироссийских митингах. Причина проста: Хизб-ут Тахрир запрещён в России, следовательно, будет запрещён в Крыму, если тот войдёт в её состав. Хоть крымские хизбы не так уж и сильны и многочисленны, но именно они могут стать реальной внутренней крымской угрозой. На первых митингах и столкновениях возле Верховного Совета Крыма хизбы соединились с меджлисовцами и… «Правым сектором». Готовились погромы и поджоги SaveFrom.net. Трогательный союз «Правого сектора» и хизбов грозил реальными и большими бедами Крыму, так как в случае их победы полуостров был бы отдан этим группировкам на откуп.

Можно сколько угодно выступать «против сепаратизма». Нельзя только не понимать, что такие выступления бок о бок с хизбами приближают Крым к сирийскому сценарию.

Четвёртый миф: «Крым – татарский регион»
Крым – многонациональный регион. На полуострове есть крупная армянская, еврейская, греческая общины. Есть грузины, турки, чеченцы, осетины и целый ряд малых народностей, к примеру, караимы. Сами крымские татары – всего лишь третьи по численности на полуострове (менее 300 тысяч человек). По данным последней Всеукраинской переписи населения, доля крымских татар в общей численности населения АРК составляет порядка 12%. Более того, внутри они разделены на три субэтнические группы, у которых есть альтернативные меджлису органы самоуправления. Есть немаленькая политическая группа крымских татар, которые выступают против евромайдана, нынешней киевской хунты и за союз с Россией.

Есть также община крымских татар в Турции, по численности превышающая количество татар в Крыму. Кроме того, около 100 тысяч татар до сих пор остались в Средней Азии. Поэтому фактор крымских татар весомый, но не решающий, не ключевой. Несмотря на все диверсионно-пропагандистские заявления украинских СМИ.

Исходя из личного общения со своими крымско-татарскими родственниками и другими простыми татарами, я могу с уверенностью сказать: татары достаточно спокойно воспримут вхождение Крыма в состав России. Надо понимать, что крымские татары по многим причинам – достаточно обездоленный народ в составе Украины. Эта обездоленность и вызывает рост радикальных исламских течений в Крыму – таких как Хизб-ут Тахрир и секта ваххабитов – в которых пытаются найти вес и значимость молодые татары. Эти молодые татары спокойно готовы ехать за лучшей жизнью в Германию или Турцию, так как ничего особенного не держит их Крыму. Они не владеют литературным украинским, особо не владеют и литературным крымско-татарским, который, кстати, отличается от разговорного не менее, чем украинский письменный от разговорного.

Те семьдесят семей татар, которые недавно под шумок уехали во Львов от якобы «ужасной оккупации», уехали не от оккупации, а от обездоленности, и вероятнее всего, во Львове надолго не задержатся.

16 марта крымчане – татары, русские, украинцы, армяне, евреи и остальные народы Крыма – решат, как им жить дальше. Возможно, именно их решение оставит мифы в прошлом. А также на совести «украинских независимых СМИ».

От редакции: На внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Крыма 11 марта было принято постановление «О гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество». О том, что именно предлагается крымским татарам – можно прочесть здесь. Более того, 11 марта народный депутат Верховной рады Украины, экс-глава Меджлиса крымско-татарского народа, неформальный лидер этой организации Мустафа Джемилев отправился с рабочей поездкой в Москву, где встретится с экс-президентом республики Татарстан, государственным советником Татарстана Минтимером Шаймиевым. Инициатором встречи выступил лично Шаймиев. «В рамках рабочей поездки запланировано обсудить ситуацию в Крыму, а также взаимоотношения крымских татар и татар Поволжья и Приуралья. Поездка Мустафы Джемилева и его встречи в Москве согласованы с руководством Украины», – отмечает пресс-служба Джемилёва. Ранее Джемилёв высказывался в том духе, что крымские татары требуют помощи у всего мира, поскольку в России им якобы «вновь уготованы изгнания и репрессии».

Василий Муравицкий,
обозреватель «Однако»

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий