пятница, 11 апреля 2014 г.

НЕОЖИДАННО: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ОПРАВДАНИЕ ВЯЛОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСЭКОНОМИСТОВ

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией активнее стали обсуждать не только политические нюансы этого процесса, но и экономическое его влияние на финансовую систему Российской Федерацией. Определился круг людей, которые рады поделиться с массами страшилками о том, что Республика Крым и город федерального подчинения Севастополь «сожрут» немалую часть российского бюджета, ударив по темпам роста российской экономики. От таких страшилок многим действительно сделалось плохо, судя по обсуждениям в прессе и в социальных сетях, понадобился нашатырь, свежий воздух и даже консультации психолога…НЕОЖИДАННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ОПРАВДАНИЕ
Воссоединение «нанесёт удар по темпам роста»?.. Это действительно страшно, но только в одном случае: если не знать о том, с какими темпами роста наша экономика завершила 2013-й год. Если кто-то забыл, то нужно напомнить, что по итогам прошлого года российская экономическая система прибавила «аж» 1,3%... А, насколько помнится, в 2013 году наша страна вовсе не прирастала новыми территориальными единицами.


В этой связи разговоры о том, что вхождение двух новых субъектов в состав России приведёт к ужасающим последствиям для российской экономики, больше похожи на попытки оправдать далеко не самые выдающиеся в успешную сторону шаги государственных экономистов. Причём полны решимости вести своеобразную оправдательную политику самих себя и эти самые государственные экономисты.

Так, Международный валютный фонд опубликовал информацию, согласно которой темпы роста экономики России и по итогам текущего года составят 1,3%. Государственные экономисты открытым текстом в духе подлинной скромности заявляют, что 1,3% они не потянут. Мол, украинские события, Крым, западные санкции и всё такое. Говорят, что если потянут, то только рост в 1,1% и то при сложении массы благоприятных условий. В противном случае – и вовсе 0,5%. Именно таков прогноз от министерства экономического развития на 2014 год. 

Одно из главных условий для того, чтобы госэкономисты обозначенный 1,1% российского роста потянули – отмена (модификация) так называемого бюджетного правила. При этом замглавы МЭР Андрей Клепач изрекает золотые слова: «Если у нас темпы роста около нуля, очевидно, что нужно что-то делать».

И ведь с этой гениальной фразой не поспоришь. Как говорится: кто мешает? Ткните пальцем. Делать действительно «что-то нужно», и отрадно, что такая мысль сотрудникам экономического сегмента кабинета министров всё-таки пришла в голову. Несколько странно то, что она приходит только сегодня, когда уже почти треть года позади. Странно ещё и то, что ни у кого в министерстве не возникало мыслей «а не заняться ли работой» ещё тогда, когда вместо прогнозируемых в конце 2012 3,5% роста экономика в конце 2013 года разродилась всего 1,3 процентами. Сплошные странности…

Но теперь-то хоть есть весомое оправдание: всё было бы куда лучше, если бы не «треклятая» Украина и не это исчадие вашингтонского Белого Дома… С такими аргументами экономикой управлять, судя по всему, куда сподручнее. Ведь в случае пусть и небольшого роста можно объявить, что, дескать, кабинет министров, превозмогая колоссальное внешнее давление, всё-таки вывел Россию на экономические плюсы. Ну, а если роста не состоится, так россияне же поймут, простят – не виноватые мы – санкции, понимаешь…

В том же МЭРе уже сейчас, как бы наперёд оправдывая возможные невразумительные экономические итоги в стране, говорят: отток капитала может составить 150 млрд. долларов, инфляция – 6%, а это и не даст расти экономике более или менее активно. Для сравнения: в 2008–2011 отток в среднем составлял $76 млрд., в 2012 – около $57 млрд., в 2013 – $62,7 млрд. – данные Центробанка, $80,5 – данные так называемых независимых экономических институтов.

То есть получается, что отток российских капиталов из страны в текущем году может в два раза превзойти отток в пиковые по кризису 2008–2010 годы. И это в то время, когда Запад, как оказалось, «уже» применил против нас целых два пакета экономических санкций… (Третий пакет готовится применить в том случае, если, цитата: «Россия будет на юго-востоке Украины действовать так же, как действовала в Крыму»). Нужно ли это понимать, что за воссоединение с Крымом мы уже, что называется, наказаны «двумя пакетами»? И нужно ли, исходя из прогнозов МЭРа, понимать, что сам МЭР на эти санкции «уповает» больше, чем те, кто их против России вводит?

Ну, в самом деле, что мешает экономическому правительственному сектору собраться с силами, и уже сейчас в связи с непростой экономической обстановкой и политическим неурядицами у границ России ввести контроль над оттоками капиталов, как это уже давно делают в ряде восточноазиатских стран? Если нет возможности такой контроль ввести, то это уже более чем подозрительно. Как подозрительно и то, что по любому поводу, связанному с негативом в российской экономике теперь стало модно кивать то на воссоединение с Крымом, то на волнующийся Донбасс, то на явно не акцентированные «пакеты санкций» от ЕС.

Кстати, одним из тех госчиновников, которые выступают против и модификации бюджетного правила, и каких-либо изменений в экономической политике вообще сегодня является ни кто иной как Антон Силуанов – министр финансов. По мнению господина Силуанова, проведение активных действий в экономике сегодня может отпугнуть инвесторов.

И здесь странная логика: когда сами же представители экономического сектора правительства РФ дают прогнозы на рост экономики даже ниже, чем прогноз МВФ, это, оказывается, инвесторов от России не отпугивает, а вот действия, направленные на стимуляцию экономики со стороны правительства, инвесторов почему-то должны отпугнуть…

Так если внутренний или внешний инвестор беспокоится, что его бесконтрольному выводу из России капиталов будет поставлен качественный барьер, то нам такой инвестор, как говорится, и даром не нать, и с деньгами не нать… Для таких «инвесторов» в УК есть особое понятие – «мошенники».

Алексей Володин
«Военное обозрение»

Комментариев нет:

Отправить комментарий