Многое потеряно, но космический потенциал нашей страны все еще велик.
12 апреля – это день, когда все мы можем оторваться от приземленных проблем и обратить свои взоры к космосу. Именно там, пожалуй, были главная слава и гордость СССР и России. И именно поэтому у недругов нашей страны особый зуд в этом плане.
Попробуем его унять разоблачением «космических» либеральных мифов, многие из которых касаются сугубо финансовой стороны вопроса.
Ведь либерально мыслящие пропагандисты отличаются очень своеобразной экономностью. Миллиарды долларов, оседающие в карманах олигархов от продажи национального достояния страны – нефти и газа, их никак не волнуют, а вот каждый миллиард, потраченный государством на Олимпиаду, оборону или освоение космического пространства, заставляет их так переживать, будто он извлекается из их личного кармана.
Отсюда и масса страшилок разной степени достоверности. Некоторые идеологи либерализма вообще любят давать негативные прогнозы относительно перспектив России. Мол, плохо, а будет еще хуже. Но особо изощряются они в воинствующем пессимизме как раз в отношении российской космической индустрии. Здесь, по их мнению, для нашей страны все уже в прошлом. Но это – не более чем попытка выдать нежелаемое для подавляющего большинства россиян за действительное.
Мы действительно потеряли очень многое, прежде всего в области освоения Солнечной системы. Сейчас уже не все вспомнят, что СССР столь же продуктивно осваивал Венеру, как США сейчас Марс. Была целая серия межпланетных полетов комплексов «Венера» и «Вега». Последние два привенеривания случились аккурат в первый год горбачевской «катастройки» – в 1985-м. На обратном пути советские «Веги» исследовали еще и комету Галлея.
А после этого – как отрезало. Печальная участь ждала многие проекты. Особенно грустно вспоминать о бесславно проваленной миссии «Фобос-Грунт».
Не было и таких прорывов, как с советской станцией «Салют» и легендарным шаттлом «Буран». Вряд ли когда-нибудь будет повторен автоматический полет, который тогда, задолго до цифровой эры, совершил советский челнок.
И, тем не менее, Россия не утратила свой космический статус, как бы этого ни хотелось неприятелям нашей Родины. Несомненно, высока роль нашего космического агентства в развитии и поддержании Международной космической станции. Летают туда модули и грузы на отечественных ракетах – такой мощный запас прочности оказался у советских «Союзов» и «Протонов».
Но, конечно, возрождать былую славу космической индустрии еще только предстоит. Если страна пойдет по социалистическому пути развития, то сможет сделать такие же мощные рывки, как в СССР, в период индустриализации и космической гонки с США.
Конечно, космос – это дорогое удовольствие. Но почему-то советская держава, которая пережила страшную войну, не только включилась в космическую гонку с США, но и по большинству позиций выиграла ее. Теперь понятно, почему: потому что контроль над околоземным пространством – очень важный фактор и для обороноспособности страны, и при построении глобальных телекоммуникационных, метеорологических и навигационных систем.
Так что средства, потраченные еще СССР на космические программы, никоим образом не пропали даром. Во многом российская космонавтика держится на том заделе, который был обеспечен в советские годы. Но пора двигаться дальше во всех смыслах этого слова.
Не нужно быть теперь писателем-фантастом, чтобы спрогнозировать огромный интерес землян к использованию баз на спутнике нашей планеты – Луне, а также возможной добыче там гелия-3 и полезных ископаемых.
С учетом падения челябинского метеорита и ожиданием в гости астероида Апофис все большее значение будут приобретать системы наблюдения за космическим пространством, а также разработки методов защиты от космических угроз.
Сами эти проекты подтолкнут развитие очень многих отраслей экономики и многие направления научных исследований. Во всяком случае, именно так случилось в середине XX века, когда СССР смог первым запустить спутник и отправить человека в космический полет.
Заслуги перед мировым сообществом НАСА и Европейского космического агентства, безусловно, велики. Чего стоит одна только высадка астронавтов на поверхность Луны, программа изучения Красной планеты, ну и о легендарном странствии «Вояджера», покинувшего пределы Солнечной системы, не стоит забывать. Равно как и о космическом телескопе «Хаббл», пополняющем запасы знаний человечества о дальних уголках Вселенной.
Но все это не значит, что Россия должна признать некое свое поражение в условной космической гонке. Ведь успехи той же Международной космической станции во многом обеспечиваются российскими кораблями «Союз» и «Прогресс». А теперь, после закрытия программы многоразовых космических кораблей «Шаттл» в США, они стали и вовсе единственно возможным средством доставки грузов и экипажей на орбиту. Неслучайно, несмотря на почти начавшуюся «холодную войну 2.0», США продлили договор об использовании российских космических кораблей до 2017 года.
Другое дело, что нашей стране, опять-таки невзирая на суровые политические ветры, нужно предлагать свою, выражаясь политическим языком, повестку космических дней и проектов. Безусловно, одним из них могла бы стать вышеупомянутая лунная программа. Вполне себе амбициозная задача, способная подхлестнуть развитие многих отраслей промышленности, а также пребывающей в состоянии шока после известной реформы РАН российской науки.
Ну а взаимодействовать в этой наукоемкой области с другими странами сам Бог велел. И это не только Евросоюз и США, но и КНР, чьи тайконавты также все более активно проводят космические исследования. Так что космос может оказаться той во всех смыслах безграничной областью, где санкции были, есть и будут бессильны.
Это старый миф, еще советских времен. Тогда поводов для зубоскальства с неудачными запусками было намного меньше, чем в последние десятилетия, вот антисоветчикам только и оставалось сетовать на то, что вместо ракет можно было построить столько-то больниц или школ.
Этот ход был довольно циничным и тогда: ведь из материалов для космических ракет ничего, кроме условного шалаша, не построишь, а из инженеров и конструкторов летательных аппаратов сразу не сделаешь архитекторов и прорабов. Ну а уж сейчас, в эпоху нефтяных сверхдоходов, и вовсе стыдно говорить, что средств на все нет. Они есть, но не всегда оптимально расходуются.
Нечто подобное (ну, конечно, не в такой степени) задумало осуществить на излете советской эпохи перестроечное руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Назвали это конверсией. Заводам и КБ, которые работали на космос, велели конструировать наряду с обычной своей продукцией еще и сугубо бытовую технику, в частности, пылесосы. Толку от этой дополнительной нагрузки было мало, но от основной она точно отвлекала. В общем, практика конверсии себя, по большому счету, не оправдала.
Так что и сейчас задача космической индустрии должна заключаться именно в решении задач по освоению пространства Вселенной и изучению небесных тел с помощью пилотируемых и автоматических летающих аппаратов. Средства же на это есть, как мы отметили, а ущерба для социальных нужд их выделение не нанесет. Правда, при условии изменения социально-экономического курса с нынешнего, при котором богатые богатеют, а бедные – беднеют, на более справедливый, социалистический.
Да, мы отстали, но пока только от одних Соединенных Штатов. Да и то относительно: в некоторых областях за счет колоссального советского запаса ушедшим в отрыв США еще нескоро удастся догнать отставшую при капитализме матушку Россию.
Что касается перспектив дальнейшего развития российской космической отрасли и смежных с ней, то они, понятно, во многом зависят от общего состояния нашей экономики, а также от выбранного социально-экономического курса.
Как показывает опыт нашей страны, социализм позволяет концентрировать силы и ресурсы на решение столь непростых задач гораздо проще и быстрее, нежели при господстве капитализма. При нем цена вопроса становится значительно выше. Тем не менее, какой бы курс наша страна ни выбирала и как бы сложно ни складывалась социально-экономическая ситуация, уходить из космоса России ни в коем случае нельзя. Во-первых, потому что мы тогда действительно потеряем даже те немногие позиции, где лидируем и по сей день, а во-вторых, потому что лишимся важного стимула для развития всей промышленной базы и даже, можно сказать, всего общества.
Удастся ли наверстать упущенное в результате разрушительных как раз либеральных реформ – покажет время. Сейчас можно делать только прогнозы. Полагаю, что при грамотном и требовательном руководстве «догнать и перегнать» Америку в космосе удастся. Рискну предположить, что одним из первых людей, кто ступит на марсианскую поверхность, будет россиянин. Одним из первых, потому что экспедиция, скорее всего, будет международной.
Сейчас вроде как проводится отбор желающих отправиться жить на Красную планету, и среди них есть наши соотечественники. Так или иначе, но на Марсе будут надписи на русском языке. В этом можно нисколько не сомневаться.
Вот только сам полет на Марс – дело, скорее всего, очень отдаленного будущего. Просто потому, что в нем нет экономической целесообразности. У человечества и у каждой отдельной страны есть куда более важные задачи, чем экскурсия группы землян на соседнюю безжизненную планету.
Безусловно, определенный смысл в посещении Красной планеты есть. Только оно даст окончательный ответ на сакраментальный вопрос: есть ли жизнь на Марсе? А если нет, но была, то куда девалась и почему?
В ближайшей перспективе мы вряд ли получим окончательные ответы. Слишком дорого они сейчас обойдутся. Если же в будущем новые технологии позволят минимизировать расходы на пилотируемый полет, то, конечно, он будет обязательно осуществлен. И наверняка при участии россиян, соотечественников Гагарина, Королева и Циолковского.
12 апреля – это день, когда все мы можем оторваться от приземленных проблем и обратить свои взоры к космосу. Именно там, пожалуй, были главная слава и гордость СССР и России. И именно поэтому у недругов нашей страны особый зуд в этом плане.
Попробуем его унять разоблачением «космических» либеральных мифов, многие из которых касаются сугубо финансовой стороны вопроса.
Ведь либерально мыслящие пропагандисты отличаются очень своеобразной экономностью. Миллиарды долларов, оседающие в карманах олигархов от продажи национального достояния страны – нефти и газа, их никак не волнуют, а вот каждый миллиард, потраченный государством на Олимпиаду, оборону или освоение космического пространства, заставляет их так переживать, будто он извлекается из их личного кармана.
Отсюда и масса страшилок разной степени достоверности. Некоторые идеологи либерализма вообще любят давать негативные прогнозы относительно перспектив России. Мол, плохо, а будет еще хуже. Но особо изощряются они в воинствующем пессимизме как раз в отношении российской космической индустрии. Здесь, по их мнению, для нашей страны все уже в прошлом. Но это – не более чем попытка выдать нежелаемое для подавляющего большинства россиян за действительное.
Итак, либеральный миф № 1: если наша страна и была ведущей космической державой во времена СССР, то теперь быть ею перестала
Мы действительно потеряли очень многое, прежде всего в области освоения Солнечной системы. Сейчас уже не все вспомнят, что СССР столь же продуктивно осваивал Венеру, как США сейчас Марс. Была целая серия межпланетных полетов комплексов «Венера» и «Вега». Последние два привенеривания случились аккурат в первый год горбачевской «катастройки» – в 1985-м. На обратном пути советские «Веги» исследовали еще и комету Галлея.
А после этого – как отрезало. Печальная участь ждала многие проекты. Особенно грустно вспоминать о бесславно проваленной миссии «Фобос-Грунт».
Не было и таких прорывов, как с советской станцией «Салют» и легендарным шаттлом «Буран». Вряд ли когда-нибудь будет повторен автоматический полет, который тогда, задолго до цифровой эры, совершил советский челнок.
И, тем не менее, Россия не утратила свой космический статус, как бы этого ни хотелось неприятелям нашей Родины. Несомненно, высока роль нашего космического агентства в развитии и поддержании Международной космической станции. Летают туда модули и грузы на отечественных ракетах – такой мощный запас прочности оказался у советских «Союзов» и «Протонов».
Но, конечно, возрождать былую славу космической индустрии еще только предстоит. Если страна пойдет по социалистическому пути развития, то сможет сделать такие же мощные рывки, как в СССР, в период индустриализации и космической гонки с США.
Либеральный миф № 2: космическая программа слишком дорога для России и расходы на нее не оправдывают себя
Конечно, космос – это дорогое удовольствие. Но почему-то советская держава, которая пережила страшную войну, не только включилась в космическую гонку с США, но и по большинству позиций выиграла ее. Теперь понятно, почему: потому что контроль над околоземным пространством – очень важный фактор и для обороноспособности страны, и при построении глобальных телекоммуникационных, метеорологических и навигационных систем.
Так что средства, потраченные еще СССР на космические программы, никоим образом не пропали даром. Во многом российская космонавтика держится на том заделе, который был обеспечен в советские годы. Но пора двигаться дальше во всех смыслах этого слова.
Не нужно быть теперь писателем-фантастом, чтобы спрогнозировать огромный интерес землян к использованию баз на спутнике нашей планеты – Луне, а также возможной добыче там гелия-3 и полезных ископаемых.
С учетом падения челябинского метеорита и ожиданием в гости астероида Апофис все большее значение будут приобретать системы наблюдения за космическим пространством, а также разработки методов защиты от космических угроз.
Сами эти проекты подтолкнут развитие очень многих отраслей экономики и многие направления научных исследований. Во всяком случае, именно так случилось в середине XX века, когда СССР смог первым запустить спутник и отправить человека в космический полет.
Либеральный миф № 3: освоение космического пространства – это удел развитых стран Запада, России можно выполнять разве что вспомогательную роль
Заслуги перед мировым сообществом НАСА и Европейского космического агентства, безусловно, велики. Чего стоит одна только высадка астронавтов на поверхность Луны, программа изучения Красной планеты, ну и о легендарном странствии «Вояджера», покинувшего пределы Солнечной системы, не стоит забывать. Равно как и о космическом телескопе «Хаббл», пополняющем запасы знаний человечества о дальних уголках Вселенной.
Но все это не значит, что Россия должна признать некое свое поражение в условной космической гонке. Ведь успехи той же Международной космической станции во многом обеспечиваются российскими кораблями «Союз» и «Прогресс». А теперь, после закрытия программы многоразовых космических кораблей «Шаттл» в США, они стали и вовсе единственно возможным средством доставки грузов и экипажей на орбиту. Неслучайно, несмотря на почти начавшуюся «холодную войну 2.0», США продлили договор об использовании российских космических кораблей до 2017 года.
Другое дело, что нашей стране, опять-таки невзирая на суровые политические ветры, нужно предлагать свою, выражаясь политическим языком, повестку космических дней и проектов. Безусловно, одним из них могла бы стать вышеупомянутая лунная программа. Вполне себе амбициозная задача, способная подхлестнуть развитие многих отраслей промышленности, а также пребывающей в состоянии шока после известной реформы РАН российской науки.
Ну а взаимодействовать в этой наукоемкой области с другими странами сам Бог велел. И это не только Евросоюз и США, но и КНР, чьи тайконавты также все более активно проводят космические исследования. Так что космос может оказаться той во всех смыслах безграничной областью, где санкции были, есть и будут бессильны.
Либеральный миф № 4: средства на космос лучше направлять на социальные нужды
Это старый миф, еще советских времен. Тогда поводов для зубоскальства с неудачными запусками было намного меньше, чем в последние десятилетия, вот антисоветчикам только и оставалось сетовать на то, что вместо ракет можно было построить столько-то больниц или школ.
Этот ход был довольно циничным и тогда: ведь из материалов для космических ракет ничего, кроме условного шалаша, не построишь, а из инженеров и конструкторов летательных аппаратов сразу не сделаешь архитекторов и прорабов. Ну а уж сейчас, в эпоху нефтяных сверхдоходов, и вовсе стыдно говорить, что средств на все нет. Они есть, но не всегда оптимально расходуются.
Нечто подобное (ну, конечно, не в такой степени) задумало осуществить на излете советской эпохи перестроечное руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Назвали это конверсией. Заводам и КБ, которые работали на космос, велели конструировать наряду с обычной своей продукцией еще и сугубо бытовую технику, в частности, пылесосы. Толку от этой дополнительной нагрузки было мало, но от основной она точно отвлекала. В общем, практика конверсии себя, по большому счету, не оправдала.
Так что и сейчас задача космической индустрии должна заключаться именно в решении задач по освоению пространства Вселенной и изучению небесных тел с помощью пилотируемых и автоматических летающих аппаратов. Средства же на это есть, как мы отметили, а ущерба для социальных нужд их выделение не нанесет. Правда, при условии изменения социально-экономического курса с нынешнего, при котором богатые богатеют, а бедные – беднеют, на более справедливый, социалистический.
Либеральный миф № 5: Россия навсегда отстала от других ведущих держав в области освоения космоса и вряд ли сможет преодолеть это отставание
Да, мы отстали, но пока только от одних Соединенных Штатов. Да и то относительно: в некоторых областях за счет колоссального советского запаса ушедшим в отрыв США еще нескоро удастся догнать отставшую при капитализме матушку Россию.
Что касается перспектив дальнейшего развития российской космической отрасли и смежных с ней, то они, понятно, во многом зависят от общего состояния нашей экономики, а также от выбранного социально-экономического курса.
Как показывает опыт нашей страны, социализм позволяет концентрировать силы и ресурсы на решение столь непростых задач гораздо проще и быстрее, нежели при господстве капитализма. При нем цена вопроса становится значительно выше. Тем не менее, какой бы курс наша страна ни выбирала и как бы сложно ни складывалась социально-экономическая ситуация, уходить из космоса России ни в коем случае нельзя. Во-первых, потому что мы тогда действительно потеряем даже те немногие позиции, где лидируем и по сей день, а во-вторых, потому что лишимся важного стимула для развития всей промышленной базы и даже, можно сказать, всего общества.
Удастся ли наверстать упущенное в результате разрушительных как раз либеральных реформ – покажет время. Сейчас можно делать только прогнозы. Полагаю, что при грамотном и требовательном руководстве «догнать и перегнать» Америку в космосе удастся. Рискну предположить, что одним из первых людей, кто ступит на марсианскую поверхность, будет россиянин. Одним из первых, потому что экспедиция, скорее всего, будет международной.
Сейчас вроде как проводится отбор желающих отправиться жить на Красную планету, и среди них есть наши соотечественники. Так или иначе, но на Марсе будут надписи на русском языке. В этом можно нисколько не сомневаться.
Ждать осталось долго
Вот только сам полет на Марс – дело, скорее всего, очень отдаленного будущего. Просто потому, что в нем нет экономической целесообразности. У человечества и у каждой отдельной страны есть куда более важные задачи, чем экскурсия группы землян на соседнюю безжизненную планету.
Безусловно, определенный смысл в посещении Красной планеты есть. Только оно даст окончательный ответ на сакраментальный вопрос: есть ли жизнь на Марсе? А если нет, но была, то куда девалась и почему?
В ближайшей перспективе мы вряд ли получим окончательные ответы. Слишком дорого они сейчас обойдутся. Если же в будущем новые технологии позволят минимизировать расходы на пилотируемый полет, то, конечно, он будет обязательно осуществлен. И наверняка при участии россиян, соотечественников Гагарина, Королева и Циолковского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий