Власти России ужесточат контроль над интернет-провайдерами, введут фильтрацию контента и передадут функции управления по регистрации доменов в руки государства, желая получить возможность для неограниченной цензуры в единственном оплоте свободы мысли – интернете, сообщил «КоммерсантЪ» и подхватили другие.
Для разработки карательных мер, пишет издание, ссылаясь на свои неназванные источники, была собрана рабочая группа при администрации президента. В числе их предложений оговаривается якобы возможность введения в России трёх уровней сетей передачи данных (местный, региональный, общероссийский), фильтрации контента на этих уровнях, а кроме того невозможность размещения DNS-серверов доменов .RU и .РФ за пределами России и запрет на присоединение региональных и местных сетей передачи данных к зарубежным интернет-сетям.
Поводом для готовящихся нововведений стала череда санкций, открытых угроз и переход ряда стран Запада из номинальных друзей в открытых врагов. Причина «завинтить гайки» более чем объективная. К тому же сама инициатива, якобы, не раз звучала в кулуарах профильных комитетов, вызывая волну понятного негодования среди граждан. И вот сейчас после очередной порции санкций, по мнению критиков вообще всего, что делает власть, Кремль, прикрываясь «чёрными списками» ЕС и США, намерен отгородить российский сегмент интернета от глобальных течений виртуальной китайской стеной.
В пресс-службе администрации президента «Однако» заявили, что ничего не знают о создании такой рабочей группы и её «проектах». Не подтвердил информацию и первый зампредседателя думского комитета по информационной политике Вадим Деньгин. Он подчеркнул, что ни он, ни его коллеги не слышали о «готовящихся решениях» в администрации президента. Никакого «китайского сценария» в России не предвидится, заявил депутат. Не в курсе про рабочую группу и исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Матвей Алексеев. Он рассказал «Однако», что лично выяснял о существовании подобной группы, но ни документов о её работе, ни готовых решений, ни, собственно, подтверждения наличия самой группы нет.
Впрочем, слухи, раз уж они растиражированы в сети, имеет смысл рассмотреть. К примеру, идея лишения полномочий Координационного центра доменов .RU и .РФ (который разрабатывает правила регистрации доменных имён в зонах .RU и .РФ) и передачи его функции уполномоченному федеральному органу исполнительной власти звучит вполне обоснованно, отметил в беседе с «Однако» председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин:
– Строго говоря, в последние два года доменное пространство стало лишаться «национальной» привязки – начался массовый процесс делегирования доменных зон, не ассоциируемых с конкретным государством, относящихся к конкретному городу, территории или даже социальной проблеме, причём нередко эти доменные зоны даже не на латинице. Из наиболее интересных российских примеров можно выделить доменную зону .рус, позиционируемую как домен русскоязычного интернета по всему миру, или доменные зоны .moscow и .москва (аналогично домену.berlin). В этом контексте домены .ru и .рф теряют свою монополию и могут начать рассматриваться как «официальные» домены Российской Федерации, «интернет-лицо» России в доменном пространстве. В таких условиях идея передачи администрирования такого домена профильному государственному органу – например, Минкомсвязи – действительно начинает обретать смысл, не ущемляя при этом интересы других организаций, желающих администрировать собственные доменные зоны. Соответственно, некая иная организация, имеющая соответствующее название – Координационный центр именно национального домена сети интернет (а именно так полностью называется КЦ), потеряет смысл и будет вынуждена как минимум переименоваться, поменяв также спектр своей деятельности (допустим, администрирование других доменных зон).
Что же касается «дробления» интернета на национальные и региональные сети передачи данных, то здесь при наличии инфраструктуры весь вопрос заключается в уровне и степени обмена данными между этими отдельными сетями, считает Твердынин.
– Именно в целях минимизации внешнеполитических рисков ряд стран, и в том числе Россия, постоянно выдвигали предложения о передаче контроля за корневой инфраструктурой интернета ООН. Конечно, всех геополитических рисков для некоего гипотетического государства это не решает, но, по крайней мере, избавляет от опасений «быть под прямым диктатом» некоего иностранного государства (именно государства, а не международной структуры).
В целом же, и это не новость, любое повышение закрытости системы, её обособление, повышает риски использования этой системы обладателями рычагов её управления в своих интересах, резюмирует собеседник «Однако».
– В некоторых случаях «иностранная угроза» просто сменится «национальной». Как минимум один образец подобной изолированно действующей коммуникационной сети в мире имеется – это «Кванмен» в КНДР, поэтому ряд потенциальных рисков (за исключением разве что геоэкономических) можно проследить на примере её функционирования. Что же касается «кимченынизации Рунета», то в первую очередь эта повестка дня негативна для политизированных блоггеров и прочих интернет-комментаторов (впрочем, сюда можно включить и СМИ), в несколько меньшей степени – также для национального бизнеса, уязвимость и зависимость которого резко повышаются.
Подобные инициативы позитивно скажутся на отрасли, так как приведут законодательство в соответствие с используемыми технологиями, отметил в интервью «Однако» руководитель пресс-службы АКАДО Денис Рычка:
– Пункт о присоединениях региональных и местных сетей передачи данных непонятен в текущей редакции. Та или иная трактовка существенно повлияет на расстановку сил на рынке широкополосного доступа. Сегодня только половина российских абонентов доступа в интернет подключены к федеральным операторам, остальные – это макрорегиональные, местные и локальные интернет- и контент-провайдеры, при этом многие имеют точки присутствия вне России и совместно вложились в постройку кабеля за рубеж. В самом крайнем сценарии многие операторы могут потерять самостоятельность на рынке интернет-доступа, а в перечисленных мерах ничего не говорится о «бесплатном пиринге» со стороны федеральных операторов, что заставит более мелких операторов уйти в тень, а представительства западных операторов в России закрыться.
Закрыть свой интернет от возможных посягательств и уйти из-под опеки американских операторов планировала в октябре прошлого года Германия. Компания DeutscheTelekom начала разработку национальной сети после скандала с прослушкой телефона Ангелы Меркель. Запрет на переправку интернет-трафика через сетевые узлы, расположенные в США, поступил от самой леди-канцлер. Речь шла прежде всего об электронной почте, а затем, возможно, и обо всём трафике. Идею обособления своего вэба могут подхватить и другие страны ЕС, говорил тогда представитель провайдера Филипп Бланк в интервью Deutschewelle.
К выключению «чужеродного интернета» прибегла новая власть Турции, опасаясь антиправительственных настроений. Кабинет министров внёс в парламент законопроект о введении жёстких мер по контролю за интернетом. Среди предложений: сертификация всех провайдеров и включение их в госструктуру, введение тотальной слежки за пользователями (в электронное досье войдут сведения о поисковых запросах, посещённых сайтах и активности в социальных сетях). Вне закона вмиг оказались файлообменники, торрент-трекеры, ссылки на скачивание, а также нежелательные поисковые запросы. В марте правительство отключило сервисы Twitter и Youtube. Поразмыслив о недемократичности решения, Twitter позже гражданам всё же вернули.
Возможно, изменения коснутся лишь прописки серверов крупных компаний. На минувшем Медиафоруме Владимир Путин заявил о важности их размещения на территории России для защиты хранящейся информации.
Для разработки карательных мер, пишет издание, ссылаясь на свои неназванные источники, была собрана рабочая группа при администрации президента. В числе их предложений оговаривается якобы возможность введения в России трёх уровней сетей передачи данных (местный, региональный, общероссийский), фильтрации контента на этих уровнях, а кроме того невозможность размещения DNS-серверов доменов .RU и .РФ за пределами России и запрет на присоединение региональных и местных сетей передачи данных к зарубежным интернет-сетям.
Поводом для готовящихся нововведений стала череда санкций, открытых угроз и переход ряда стран Запада из номинальных друзей в открытых врагов. Причина «завинтить гайки» более чем объективная. К тому же сама инициатива, якобы, не раз звучала в кулуарах профильных комитетов, вызывая волну понятного негодования среди граждан. И вот сейчас после очередной порции санкций, по мнению критиков вообще всего, что делает власть, Кремль, прикрываясь «чёрными списками» ЕС и США, намерен отгородить российский сегмент интернета от глобальных течений виртуальной китайской стеной.
В пресс-службе администрации президента «Однако» заявили, что ничего не знают о создании такой рабочей группы и её «проектах». Не подтвердил информацию и первый зампредседателя думского комитета по информационной политике Вадим Деньгин. Он подчеркнул, что ни он, ни его коллеги не слышали о «готовящихся решениях» в администрации президента. Никакого «китайского сценария» в России не предвидится, заявил депутат. Не в курсе про рабочую группу и исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Матвей Алексеев. Он рассказал «Однако», что лично выяснял о существовании подобной группы, но ни документов о её работе, ни готовых решений, ни, собственно, подтверждения наличия самой группы нет.
Впрочем, слухи, раз уж они растиражированы в сети, имеет смысл рассмотреть. К примеру, идея лишения полномочий Координационного центра доменов .RU и .РФ (который разрабатывает правила регистрации доменных имён в зонах .RU и .РФ) и передачи его функции уполномоченному федеральному органу исполнительной власти звучит вполне обоснованно, отметил в беседе с «Однако» председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин:
– Строго говоря, в последние два года доменное пространство стало лишаться «национальной» привязки – начался массовый процесс делегирования доменных зон, не ассоциируемых с конкретным государством, относящихся к конкретному городу, территории или даже социальной проблеме, причём нередко эти доменные зоны даже не на латинице. Из наиболее интересных российских примеров можно выделить доменную зону .рус, позиционируемую как домен русскоязычного интернета по всему миру, или доменные зоны .moscow и .москва (аналогично домену.berlin). В этом контексте домены .ru и .рф теряют свою монополию и могут начать рассматриваться как «официальные» домены Российской Федерации, «интернет-лицо» России в доменном пространстве. В таких условиях идея передачи администрирования такого домена профильному государственному органу – например, Минкомсвязи – действительно начинает обретать смысл, не ущемляя при этом интересы других организаций, желающих администрировать собственные доменные зоны. Соответственно, некая иная организация, имеющая соответствующее название – Координационный центр именно национального домена сети интернет (а именно так полностью называется КЦ), потеряет смысл и будет вынуждена как минимум переименоваться, поменяв также спектр своей деятельности (допустим, администрирование других доменных зон).
Что же касается «дробления» интернета на национальные и региональные сети передачи данных, то здесь при наличии инфраструктуры весь вопрос заключается в уровне и степени обмена данными между этими отдельными сетями, считает Твердынин.
– Именно в целях минимизации внешнеполитических рисков ряд стран, и в том числе Россия, постоянно выдвигали предложения о передаче контроля за корневой инфраструктурой интернета ООН. Конечно, всех геополитических рисков для некоего гипотетического государства это не решает, но, по крайней мере, избавляет от опасений «быть под прямым диктатом» некоего иностранного государства (именно государства, а не международной структуры).
В целом же, и это не новость, любое повышение закрытости системы, её обособление, повышает риски использования этой системы обладателями рычагов её управления в своих интересах, резюмирует собеседник «Однако».
– В некоторых случаях «иностранная угроза» просто сменится «национальной». Как минимум один образец подобной изолированно действующей коммуникационной сети в мире имеется – это «Кванмен» в КНДР, поэтому ряд потенциальных рисков (за исключением разве что геоэкономических) можно проследить на примере её функционирования. Что же касается «кимченынизации Рунета», то в первую очередь эта повестка дня негативна для политизированных блоггеров и прочих интернет-комментаторов (впрочем, сюда можно включить и СМИ), в несколько меньшей степени – также для национального бизнеса, уязвимость и зависимость которого резко повышаются.
Подобные инициативы позитивно скажутся на отрасли, так как приведут законодательство в соответствие с используемыми технологиями, отметил в интервью «Однако» руководитель пресс-службы АКАДО Денис Рычка:
– Пункт о присоединениях региональных и местных сетей передачи данных непонятен в текущей редакции. Та или иная трактовка существенно повлияет на расстановку сил на рынке широкополосного доступа. Сегодня только половина российских абонентов доступа в интернет подключены к федеральным операторам, остальные – это макрорегиональные, местные и локальные интернет- и контент-провайдеры, при этом многие имеют точки присутствия вне России и совместно вложились в постройку кабеля за рубеж. В самом крайнем сценарии многие операторы могут потерять самостоятельность на рынке интернет-доступа, а в перечисленных мерах ничего не говорится о «бесплатном пиринге» со стороны федеральных операторов, что заставит более мелких операторов уйти в тень, а представительства западных операторов в России закрыться.
НЕМЕЦКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ
Закрыть свой интернет от возможных посягательств и уйти из-под опеки американских операторов планировала в октябре прошлого года Германия. Компания DeutscheTelekom начала разработку национальной сети после скандала с прослушкой телефона Ангелы Меркель. Запрет на переправку интернет-трафика через сетевые узлы, расположенные в США, поступил от самой леди-канцлер. Речь шла прежде всего об электронной почте, а затем, возможно, и обо всём трафике. Идею обособления своего вэба могут подхватить и другие страны ЕС, говорил тогда представитель провайдера Филипп Бланк в интервью Deutschewelle.
ТУРЦИЯ НАЧАЛА С ЮТУБА
К выключению «чужеродного интернета» прибегла новая власть Турции, опасаясь антиправительственных настроений. Кабинет министров внёс в парламент законопроект о введении жёстких мер по контролю за интернетом. Среди предложений: сертификация всех провайдеров и включение их в госструктуру, введение тотальной слежки за пользователями (в электронное досье войдут сведения о поисковых запросах, посещённых сайтах и активности в социальных сетях). Вне закона вмиг оказались файлообменники, торрент-трекеры, ссылки на скачивание, а также нежелательные поисковые запросы. В марте правительство отключило сервисы Twitter и Youtube. Поразмыслив о недемократичности решения, Twitter позже гражданам всё же вернули.
***
Даже желая защитить Рунет от экстремизма, дезинформации и детской порнографии, подобные турецким, меры в России вряд ли будут обсуждаться всерьёз при понимании, какую волну негодования среди пользователей сети они вызовут. Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Я не думаю, что такие примитивистские подходы могут возобладать. В условиях монополий эффективное развитие, эффективная конкуренция невозможны», – отметил он.Возможно, изменения коснутся лишь прописки серверов крупных компаний. На минувшем Медиафоруме Владимир Путин заявил о важности их размещения на территории России для защиты хранящейся информации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий